16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1131.99
4 мая 2017, 20:46 ФинансыБанки, вклады и кредиты

Эксперт: «дыра» в «Татфондбанке» в 118 млрд рублей была предсказуема

Лента новостей

По размеру обязательств, превышающих активы, банк оказался на втором месте — после «Внешпромбанка». К этому привели невозвратные кредиты, которые выдавались «по звонку», считает эксперт

Фото: Егор Алеев/ТАСС

«Дыра» в капитале «Татфондбанка» составляет почти 118 млрд рублей. Стоимость активов кредитной организации составляет 72 млрд рублей, а размер обязательств — около 190 миллиардов, говорится в материалах Центробанка. Регулятор 3 марта отозвал лицензию на осуществление банковских операций у «Татфондбанка», входившего в топ-50 российских банков. В отношении владельца и председателя правления банка Роберта Мусина возбуждено уголовное дело. Его подозревают в мошенничестве в особо крупном размере.

«Дыра» Татфондбанка — вторая по величине после «Внешпромбанка», где размер обязательств над активами превысил 200 млрд рублей. Почему «Татфондбанк» оказался в таком положении, рассуждает ведущий научный сотрудник Центра развития Высшей школы экономики Дмитрий Мирошниченко:

Дмитрий Мирошниченко: Это стандартная для нашей страны ситуация — невозвратные кредиты, которые выдавались по большей части, видимо, в рамках так называемой госполитики, поскольку «Татфондбанк» был подконтролен властям республики и служил банком второго уровня. То есть лицо, визитная карточка — «Ак барс», которому достаются наиболее качественные клиенты. Соответственно, менее качественные клиенты перенаправлялись в «Татфондбанк». То же самое кредитование сельхозников еще во времена, когда не было санкций и сельское хозяйство не было столь выгодным, тянулось, и в прочих отраслях, условно говоря, кредитование по звонку никогда до добра не доводило и не будет доводить. Так что судьба «Татфондбанка» в этом отношении печальна, но стандартна для нашей страны.
Каковы перспективы того, что эти деньги смогут найти и тем более вернуть?
Дмитрий Мирошниченко: Когда кредиты политически мотивированы, то возникает большая проблема с желанием их искать. Яркий пример — «Банк Москвы». Есть некое понимание того, что деньги были выведены, но человек находится в Англии, его неплохо было бы депортировать, но желание при этом не возникает. Так же и здесь, если действительно эти кредиты, львиная часть кредитов, которые не вернулись, были выгодны по тем или иным приказам или распоряжениям, рекомендациям высших должностных лиц республики, то кто будет заинтересован в поиске первопричины их падения? И опять же, как я уже сказал, это история не одного дня, а подобные кредиты, эти «висяки» копились годами, поэтому этих денег уже давным-давно нет, весьма будет проблематично их отыскать, даже если приложить к этому все усилия.

О проблемах «Татфондбанка» стало известно в конце 2016 года. В марте ЦБ отозвал у банка лицензию, а в январе Агентство по страхованию вкладов сообщило, что выплатило 142 тысячам вкладчиков «Татфондбанка» почти 50 млрд рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию