16+
Воскресенье, 17 декабря 2017
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 3719
  • RTS1148.27
10 мая 2017, 14:30 Общество

«Один из самых глубоких и доброжелательных людей нашей страны». Не стало Даниила Дондурея

Лента новостей

«Он говорил всегда примерно одно и то же на разном материале: либо в России культура будет ориентирована на производство сложного человека, либо, может быть, в самой России будет полный непорядок». Коллеги вспоминают кинокритика, который умер в возрасте 68 лет

Даниил Дондурей.
Даниил Дондурей. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Обновлено 17:36

В Израиле умер российский кинокритик Даниил Дондурей. Долгое время он занимал должность главного редактора журнала «Искусство кино». В прошлом году культуролог стал лауреатом премии «Ника». 19 мая ему должно было исполниться 69 лет.

О смерти Дондурея на своей странице в Facebook сообщил его друг, режиссер Виталий Манский. «Невозможно произнести эти слова... Даниил Дондурей, (Даня) ушел от нас! Прощай, друг» — написал он, добавив, что планировал вылететь к Дондурею в Израиль на день рождения.

О Данииле Дондурее вспоминает заведующий кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ, президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский:

Иван Засурский заведующий кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ «Даниил Борисович был совершенно прекрасным и абсолютно изумительным человеком. Знаете, есть такая поговорка: должен быть в городе хотя бы один праведник, чтобы господь его пощадил. В нашей киноиндустрии таким человеком был Даниил Дондурей. И я последний раз его видел на встрече с президентом, к сожалению, не смог с ним поговорить, потому что было видно — он довольно сильно болен. И очень жалко, что мне тогда не удалось, но я с радостью вспоминаю, какие были у нас беседы. Должен сказать, это был один из самых глубоких и доброжелательных людей нашей страны».

Кинокритик входил в состав Совета по правам человека при президенте России, там он возглавлял комиссию по культурным правам, образованию и науке. Часто Дондурей был неудобен, поскольку он стремился улучшить окружающий мир, рассказывает телеведущий, публицист, писатель Александр Архангельский:

Александр Архангельский телеведущий, публицист, писатель «Бывают социологи, бывают деятели культуры, бывают киноведы, но Даниил Дондурей был гораздо больше, чем киновед, социолог и деятель культуры. Он был человеком, который культуру не столько объяснял, сколько производил, потому что культура — это не отдельно взятые фильмы, это не выставки. Это понимание жизни, это картина мира. Про эту картину мира он говорил постоянно. Слушали его, не слушали; нужно было — он говорил об этом на Советах по культуре, пока в него входил, не обращая внимания на то, что на него обижались большие начальники. Он говорил всегда примерно одно и то же на разном материале: либо в России культура будет ориентирована на производство сложного человека, либо, может быть, в самой России будет полный непорядок. Была его замечательная статья, вместе с Кириллом Серебренниковым написанная, так она и называлась «В поисках сложного человека». Потерпел ли он поражение — не знаю, жизнь не закончилась. Я надеюсь, что то, ради чего все делал Дондурей, делал свой журнал и статьи писал, и фестивали организовывал, все продолжится. Это, собственно говоря, будет лучшей памятью о нем, исполнением нашего долга по отношению к нему. Хотя не думаю, что последние годы ему слишком нравилось происходящее вокруг».

Даниил Дондурей родился в Ульяновске в 1948 году. Окончил в Санкт-Петербурге факультет теории и истории искусства Академии художеств, а затем аспирантуру Института социологии Академии наук СССР. С 1993 года Дондурей возглавлял редакцию ежемесячного научного журнала «Искусство кино». Восемь лет назад редакцию выселили из здания, которое она занимала 45 лет. Причина — в истории вокруг двоевластия в Союзе кинематографистов Дондурей поддержал не Михалкова, а Марлена Хуциева.

Лариса Малюкова кинообозреватель «Новой газеты» «Ему вообще приходилось очень непросто, при том, что он был человек мудрый, но, наверное, идеалист. Ему казалось — почему не сделать так, как было бы лучше для страны, для культуры? Он возглавлял последние 25 лет один из лучших журналов аналитических, культурных — «Искусство кино». И ему приходилось практически чуть ли не в одиночку отстаивать возможность существования этого издания, начиная с того момента, когда на Съезде кинематографистов после его выступления, выступления его некоторых коллег, Съезд голосовал за Марлена Хуциева в качестве председателя Союза, а не Никиту Михалкова. После чего у журнала начались большие проблемы, его просто вышвырнули на улицу. Они искали себе пристанище. А потом были большие проблемы с финансированием, с тем, как дать возможность существовать журналу. Я помню, как он ходил с этими стопочками, с пачками, раздавал издания. Издание выходило ежемесячно. Толстый журнал, практически книжка. Там были философские тексты, кинематографические и самое главное — актуальные тексты умных, интересных, ярких людей».

Материалы кинокритика печатались в таких изданиях, как «Огонек», «Литературное обозрение», «Знамя» и «Отечественные записки». Кроме того, он был лауреатом премий «Литературной газеты» и журнала «Литературное обозрение».

Рекомендуем:

  • Фотоистории