16+
Понедельник, 18 декабря 2017
  • BRENT $ 63.39 / ₽ 3727
  • RTS1148.27
11 мая 2017, 15:32 Недвижимость

Михаил Евраев: «Мы полностью открыты к диалогу»

Лента новостей

Замглавы Минкомсвязи комментирует работу ГИС ЖКХ, отвечает на критику комиссии РСПП и призывает всех заинтересованных к обсуждению

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Михаил Евраев.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Михаил Евраев. Фото: Пресс-служба Минкомсвязи

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил письмо заместителю председателя правительства Дмитрию Козаку о том, что государственная информационная система ЖКХ не готова к применению в качестве платежной и расчетной системы. К такому выводу пришла профильная комиссия РСПП. Размещение информации в ГИС ЖКХ должно стать обязательным с 1 июля этого года.

На критику ответило Минкомсвязи, назначив на ближайшее время проведение представления ГИС ЖКХ специально для журналистов. Замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев в интервью Business FM призвал всех заинтересованных участников к диалогу и выразил надежду на достижение результата.

Михаил Яковлевич, как вы оцениваете выводы комиссии РСПП, которая подвергла жесткой критике государственную информационную систему ЖКХ, фактически назвав ее нежизнеспособной в существующем состоянии?
Михаил Евраев: Нас сильно удивили выводы про качество работы системы, потому что, во-первых, на эту комиссию не пригласили никого из разработчиков: ни Минкомсвязи, ни «Почту России» как оператора системы, ни Министерство строительства и ЖКХ. То есть пришли энергетики, рассказали о том, как все плохо, и комиссия сделала выводы, не рассматривая объективно, как на самом деле обстоят дела. Это первое, что удивило.

Второе: те данные, которые были приведены, на наш взгляд, крайне некорректны. Например, приводились данные о том, что загрузка 140 тысяч лицевых счетов занимает по срокам примерно три года. Сейчас в системе участники рынка уже разместили 35 миллионов лицевых счетов. Мы просто взяли и рассчитали по калькулятору: получается, что они начали это делать 750 лет назад, то есть примерно лет за 200-250 до правления Ивана Грозного. Это показывает, насколько некорректные цифры были приведены на заседании комиссии, некорректные и однобокие.

Если говорить, как на самом деле обстоят дела, конечно, система работает. Сейчас она интегрирована в более двух тысяч IT-систем, в ней размещено, как я уже сказал, порядка 35 миллионов лицевых счетов и 11 миллионов домов, 74 тысячи участников рынка. Товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющие компании, ресурсоснабжающие организации работают в системе, размещая в ней информацию. Есть регионы, где информация размещена полностью, практически 100%, хотя срок обязательного размещения — только с 1 июля 2017 года. 467 банков интегрированы в ГИС ЖКХ и передают информацию о платежах; граждане могут увидеть факты своих платежей, вне зависимости от того, в каком банке заплатили: от Калининграда до Владивостока — все будет в их личном кабинете. То есть система абсолютно рабочая, и цифры, которые я приводил, это подтверждают. Конечно, бывают любые ошибки, в любых мировых IT-системах встречаются рабочие ситуации, которые в рабочем порядке и решаются. У нас такие ситуации тоже есть: для этого существует служба поддержки, которая работает круглосуточно и либо по телефону, либо максимум в течение шести календарных дней дает ответ и исправляет ошибку.

Сейчас никто из участников рынка не говорит, что какой-то катаклизм, нельзя работать. Все нормально работает! Другое дело, что есть экономические интересы, мы видим, что внедрение ГИС ЖКХ встречает огромное сопротивление. Оно встречает сопротивление и у некоторых органов власти, и у компаний, в том числе у энергетиков, потому что далеко не все хотят открытости и прозрачности. Я это говорю прямо, потому что на самом деле так оно и есть. Когда мы с людьми находимся в диалоге, когда мы с ними встречаемся, приглашаем на все совещания, обсуждаем любые вопросы, готовим вместе с ними нормативно-правовую базу, а потом они без какого-либо участия нас как разработчиков делают определенные выводы и выбрасывают их в прессу, конечно, это вызывает большое удивление.

Вообще людям нужен конечный результат или нет? Я понимаю, что он нужен гражданам: им нужно видеть, что происходит с их квартирой, домом, двором. Это нужно органам власти — чтобы понимать, что вообще происходит в сфере ЖКХ. Но хотелось бы также, чтобы участники рынка, наши ресурсоснабжающие организации, были заинтересованы в том, чтобы работать в открытой, прозрачной среде. Мне кажется, когда у нас во многих случаях никто не понимает, что происходит в ЖКХ, это идет во вред всем и в первую очередь самому рынку. Мы полностью готовы, открыты к диалогу. Мы написали письмо в РСПП и предложили им провести заседание комиссии не так, как оно прошло в этот раз, а в нормальном режиме, пригласив все стороны, рассмотрев объективную ситуацию, и работать вместе с нами над этим проектом, потому что мы заинтересованы в результате, заинтересованы, чтобы этот проект был сделан качественно.

В данном случае что значит «качественно»?
Михаил Евраев: На следующей неделе мы будем делать представление системы специально для СМИ, чтобы все могли ее посмотреть, оценить все возможности, которые она предоставляет. Наша задача совместно с Министерством строительства и ЖКХ — сделать сферу ЖКХ настолько открытой, понятной и прозрачной, чтобы никаких «черных дыр» у нас не было и чтобы все было ясно: собрали деньги на капремонт — как они потрачены, что было сделано, чтобы гражданин видел все договоры, все акты выполненных работ по дому, все свои начисления, все факты платежей, мог отправить официальное письмо в электронной форме, получить ответ в электронной форме и чтобы все это хранилось у него в личном кабинете, а не в пыльных папках в шкафу, чтобы можно было проводить собрания в электронной форме, голосовать. Эта система дает очень много полезных сервисов.
Более того, мы интегрировали ее с Государственным кадастром недвижимости и Единым государственным реестром прав, и гражданин в личном кабинете видит всю информацию по своей квартире. Кстати, для того чтобы зайти в личный кабинет ГИС ЖКХ, не нужно никакой дополнительной регистрации, если человек зарегистрирован на портале Госуслуг, а сегодня таких около 30 миллионов.
По всей стране?

Михаил Евраев: По всей. Единственное, что тут нужно сказать, три субъекта — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — присоединятся к ГИС ЖКХ несколько позже, в 2019 году, поэтому сейчас их жители увидят в системе только информацию, которая пришла из федеральных баз — как я уже говорил, Государственного кадастра недвижимости и ЕГРП.

Мне кажется, что это очень правильный проект. Мы над ним работаем уже 3,5 года, сейчас он находится не просто на финишной прямой, а уже в рабочем состоянии. С 1 июля у всех организаций наступает обязанность размещать в системе информацию. Кстати, что касается переноса этого срока с 1 января 2017 года на 1 июля: перенос состоялся по инициативе регионов, потому что многие участники рынка, в том числе и энергетики, многие ТСЖ и управляющие компании просто не успевали разместить информацию к 1 января, и было принято решение пойти навстречу, чтобы не устраивать никакой шоковой терапии.

Но с 1 января 2018 года наступает ответственность, в том числе административная, в отношении организаций, не разместивших информацию или разместивших не вовремя.

Вы направили в РСПП предложение по поводу созыва еще одной комиссии. Вам что-то ответили?

Михаил Евраев: Уточню: я попросил, чтобы в том случае, если будет обсуждаться вопрос о ГИС ЖКХ, приглашали нас, Минкомсвязи, приглашали «Почту России» как оператора системы, Минстрой. Это письмо я отправил в апреле. Ответа мы пока не получили, но рассчитываем, что коллеги в следующий раз будут рассматривать данный вопрос более объективно. Выводы РСПП может делать те, которые считает для себя правильными — пожалуйста, это их выводы. Но мне кажется, что представление информации в любом случае должно быть всесторонним.

Хотел бы прокомментировать еще один важный момент, связанный с тем, выполняет ли система расчетную функцию. Расчетную функцию система не выполняет, потому что сама никакие расчеты делать не может: для этого нужно обладать огромным объемом информации — начиная от того, какие льготы человек получает, и заканчивая всем остальным. В системе участники рынка размещают информацию о результатах начислений.

Что касается платежного функционала, конечно, он есть и должен быть в обязательном порядке: граждане должны иметь такую возможность, если захотят не только посмотреть информацию о своей квартире и начислениях, но и сразу заплатить за услуги ЖКХ. Пожалуйста, это можно сделать в ГИС ЖКХ, а можно в любом банке, как в отделениях, так и в онлайне. Очень важно, что появляется значительно более широкая конкурентная среда, нежели чем это было до ГИС ЖКХ. Мне кажется, что это огромный плюс как для крупных городов, так и для сельской местности.

Рекомендуем:

  • Фотоистории