Крест на отмене американских санкций. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
По мнению политолога, новая порция санкций, которые из указа президента скоро трансформируются в полноценный закон, породит взаимную вражду на долгие годы
Все иностранные партнеры просят Вашингтон нормализовать отношения с Москвой. Об этом заявил госсекретарь Рекс Тиллерсон, выступая в конгрессе, который готовится принять закон о санкциях в отношении России. «У меня еще не было ни одних двусторонних переговоров, ни одной встречи в формате один на один, ни одного короткого контакта ни с одним коллегой ни в одной стране в Европе, на Ближнем Востоке, даже в Юго-Восточной Азии, который бы не сказал мне: пожалуйста, займитесь своими отношениями с Россией, они должны быть улучшены», — сказал госсекретарь. «Люди меня умоляют, чтобы я взаимодействовал (с россиянами) и пытался улучшить нынешнюю ситуацию», — приводит цитату агентство ТАСС. В иностранных СМИ сообщений об этом нет.
И демократы, и республиканцы в конгрессе уже согласовали и готовы до конца недели принять законопроект, предусматривающий ужесточение режима односторонних американских санкций в отношении России. Когда введенные санкции станут законом, а не указом президента США, отменить или ослабить их станет значительно сложнее. О возможных последствиях для российско-американских отношений — в комментарии Георгия Бовта.
Первое голосование по пакету санкций может пройти в сенате уже 14 июня. До сих пор они действовали на основании указа президента Барака Обамы и теоретически могли быть отменены таким же президентским указом. В основном они били по российской энергетической отрасли, а также затрудняли доступ российских госкорпораций и банков к кредитным средствам на международном рынке. Санкции действуют и в отношении ряда физических лиц в российской власти. Теперь этот список может быть расширен.
Возможно, сенат окончательно проголосует уже на этой неделе, а затем столь же быстро закон проштампует и палата представителей. Говорить о возможности вето президента бессмысленно по двум причинам. Во-первых, Трамп не осмелится на такой шаг в разгар скандала о возможной связи его людей с русскими во время избирательной кампании. В этом смысле принятие санкций против России может стать своего рода сделкой — в обмен на снятие угрозы импичмента. Во-вторых, такое вето с легкостью преодолеют в обеих палатах конгресса.
Законопроект оформлен как поправка к биллю об ужесточении санкций против Ирана. Это чем-то напоминает 70-е годы, когда печально знаменитая поправка Джексона — Вэника лишила статуса наибольшего благоприятствования в торговле СССР. Она была принята в качестве довеска к закону о торговле и просуществовала несколько десятилетий. Судя по всему, новая поправка, относительно которой имеется практически полное двухпартийное согласие, может прожить не меньше. Как известно, санкции легче ввести, чем отменить, причем их отмена в будущем будет обусловлена уже совершенно новыми требованиями, к сегодняшней ситуации отношения не имеющими. Известно и то, что не столько действенны сами санкции, сколько их отмена, теоретически открывающая новые возможности и перспективы для развития страны — объекта ограничительных мер.
Пакет о новых санкциях, которые распространятся еще и на такие сферы российской экономики, как горнорудная промышленность, металлургия и железнодорожный транспорт, принимается в обстановке, близкой к пропагандистской истерии. Как раз подоспела очередная порция публикаций в прессе, согласно которым как доказанный факт подается то, что русские попытались взломать избирательные системы в 39 штатах, якобы завладев персональными данными 15 миллионов человек. Отсутствие доказательств того, что это хоть как-то повлияло на исход голосования, значения уже не имеет. Мотивационная часть законопроекта перечисляет, как говорится, все до кучи. Новые ограничительные меры вводятся и «за Крым», и за «агрессию против Украины», и за «нарушения прав человека», и за политику в Сирии заодно. То есть чтобы претендовать на отмену санкций, России надо перестать быть самой собой, или же на все эти формальные поводы просто наплюют, если и когда это понадобится самим американцам.
Избрание Трампа президентом могло питать некоторые надежды на то, что санкции против России могут быть ослаблены или даже отменены. Но нынешний законопроект ставит крест на таких надеждах, причем на долгие годы. И сколько бы ни старался госсекретарь Рекс Тиллерсон во время слушаний в сенате, пытаясь отстоять для администрации возможность хоть какой-то гибкости в применении уже действующих санкций, он не был услышан, как и аргумент о том, что нынешний законопроект, по сути, закрывает последние возможности конструктивного взаимодействия между Вашингтоном и Москвой. Взаимная вражда теперь на долгие годы становится рутиной в отношениях России и Америки.