16+
Четверг, 23 ноября 2017
  • BRENT $ 63.33 / ₽ 3700
  • RTS1158.62
3 июля 2017, 01:22 Авто

ПДД продолжают переписывать кровью. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Причины ДТП в Татарстане предстоит выяснить следствию. Между тем статистика аварий на дорогах хоть и улучшилась за последние годы, но продолжает оставаться удручающей. Что делается для того, чтобы свести их к нулю?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Следственном комитете назвали возможные причины недавней аварии в Татарстане, когда в результате столкновения пассажирского автобуса с грузовиком погибли 14 человек. Авария произошла глубоко ночью в девяти километрах от города Заинска. Автобус, следовавший по маршруту Самара — Ижевск, врезался в грузовик, двигавшийся в попутном направлении. В результате столкновения автобус опрокинулся и загорелся. Версии следствия пока три: водитель автобуса мог быть ослеплен фарами встречного транспорта, уснуть за рулем или не справился с управлением. В Татарстане 2 июля был объявлен днем траура по погибшим. Сколь типичны подобные происшествия на российских дорогах, и что делается для того, чтобы их не было совсем?

Очевидно, следствие выяснит, сколь скрупулезно водитель автобуса соблюдал правила дорожного движения и перевозки пассажиров. Например, были ли все пассажиры, числом около 30, пристегнуты ремнями безопасности. Всякий, кто хоть раз пользовался междугородними автобусами, знает, что до массовой культуры всем пристегиваться в автобусах нам еще очень далеко. А ведь пристегнутые пассажиры в момент столкновения могли избежать серьезных травм. И их шанс на то, чтобы быстро выбраться из загоревшегося автобуса, возрастал. Второе обстоятельство, которое наверняка изучит следствие, — это был ли автобус оснащен тахографом, прибором, который следит за графиком работы и отдыха водителя. Был ли он исправен, и была ли вставлена в него карта данного конкретного водителя. Особенно, если следователи будут проверять версию, по которой водитель заснул за рулем. По закону, тахографами должны быть оснащены транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров (от восьми человек) в междугороднем и международном сообщении, а также транспортные средства массой более 3,5 тонны, используемые для перевозки грузов.

Регламент работы, в принципе, такой: за день нельзя ехать более десяти часов. Каждые пять часов нужно делать перерыв на 45 минут. Есть правила по количеству часов в неделю. Однако за отсутствие тахографа предусмотрен всего лишь штраф от 1 000 до 3 000 рублей для физических лиц и от 5 000 до 10 000 рублей для юридических. Если водителей несколько, то у каждого должна быть своя карта водителя, которую он должен вставить в тахограф в начале работы. Есть устройства с функцией автоматического отключения двигателя в случае нарушения режима, но они используются в нашей стране, мягко говоря, далеко не везде. Периодические проверки ГИБДД выявляют случаи частого и по отдельным областям даже массового саботажа использования тахографов. Водители и владельцы кампаний грузоперевозок экономят на безопасности, стремясь повысить выработку в условиях увеличения других налогов и сборов с автомобилистов, начиная от «Платона» и кончая акцизами.

Однако в целом все же усилия ГИБДД по увеличению безопасности на дорогах медленно, но приносят результаты. Так, число погибших в результате аварий в России за 2016 год составило 20 тысяч 308 человек. Это много, но на 12% меньше, чем в предыдущем году. Число аварий с пострадавшими в прошлом году тоже сократилось, до менее 174 тысяч против 184 тысяч годом ранее. Количество раненых в этих авариях также уменьшилось на 4,3%, хотя и составило более 221 тысячи человек. Что касается конкретно тахографов, то после начала их массового внедрения и особенно после того, как аналоговые, менее защищенные от подделок, стали заменять на цифровые, аварийность с участием грузовиков снизилось на 20% за два года, а с участием автобусов — на 5%.

Тем не менее в России сохраняется очень высокий уровень смертности на дорогах, особенно если сравнивать с развитыми странами. К примеру, в США, которые считаются не очень благополучной страной в плане безопасности движения, по сравнению со странами более чинной Западной Европы, в прошлом году на дорогах погибли 40 тысяч человек. И это на 6% больше, чем годом ранее, и на 14% больше, чем в 2014 году. Однако стоит учесть, что в Америке проживает более 320 миллионов человек против 146 миллионов в России, а число автомобилей составляет примерно 820 на тысячу жителей при наших 320 на тысячу, включая грузовики, автобусы и мотоциклы. Если брать только легковые, то 288 на тысячу. Так что, конечно, если американцы будут продолжать биться теми же темпами, а мы будем ездить все аккуратнее, то мы их через несколько лет по безопасности на дорогах догоним и перегоним. Но погибших это все равно не вернет. И главный принцип, согласно которому правила дорожного движения написаны кровью, никто не отменял.

Рекомендуем:

  • Фотоистории