16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.72 / ₽ 8159
  • RTS1168.29
27 июля 2017, 03:39 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Плохие отношения с Америкой становятся законом. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Наш ответ на санкции распадается на две группы мер. Одни из жанра «зуб за зуб» — выслать дипломатов, устроить «веселую жизнь» американским компаниям. Однако эффективней ускорить развитие страны и создать ситуацию по Булгакову: «Никогда и ничего не просите. Сами предложат и сами все дадут»

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, комментируя единодушное голосование в Палате представителей Конгресса США по ужесточению антироссийских санкций, назвал это «шагом к уничтожению перспектив для нормализации отношений с Москвой». В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал не забегать вперед, так как ни сенат, ни Дональд Трамп не подписали пока этот закон. В том, что это произойдет, впрочем, практически нет сомнений. Россия непременно ответит, как уже о том заявили целый ряд российских политиков. Причем «ответ» свой также оформит законом. Совет Федерации уже начал соответствующие приготовления. Окончательное решение, разумеется, за Владимиром Путиным. Каковы перспективы в этой связи не только российско-американских отношений, но и внешнеполитического курса России в целом?

Американские законодатели поставили Россию в один ряд с Ираном и Северной Кореей, приняв санкции против этих трех стран одним законодательным актом, и это не только дань политической риторике, что в свое время сделал Обама, упомянув нашу страну в числе главных угроз Америке и мировой безопасности наряду с запрещенным ИГИЛ и лихорадкой Эбола.

Такое отношение отражает в целом подход американского политического истеблишмента к России. Теперь мы вошли не только в самое худшее состояние наших двусторонних отношений со времен «махровой холодной войны», когда, впрочем, за нами был Варшавский договор и немало союзников в Третьем мире. Мы входим в качественно новый — и долгосрочный — этап отношений с Западом в целом. Без конструктивных и развитых отношений с Америкой не может быть никаких полноценных отношений с совокупным мировым Западом — ни в целом, ни с отдельными его частями, — а отношения с США теперь испорчены на годы, причем на системном уровне. Это становится, как ни плох этот каламбур, законом.

Сейчас некоторые с определенной надеждой смотрят на Европу — американские санкции наносят существенный урон и ее интересам. В ЕС вовсе не в восторге от того, что европейские компании теперь рискуют попасть под американские многомиллиардные штрафные кары, скажем, за участие в российских нефтегазовых проектах, и европейские политики протестуют, выражают обеспокоенность, грозятся какими-то ответными мерами обнаглевшим янки. Типа европейские банки не будут кредитовать американские фирмы. На самом деле, конечно, не то что у европейцев против Вашингтона «кишка тонка», они и сильно «впрягаться», как у нас говорят, за Россию при нынешних политически- экономических раскладах не будут. Повыражают обеспокоенность и тихо отползут в сторону.

Еще меньше в этом плане стоит надеяться на самодостаточный и самоуглубленный в свою собственную эгоистическую стратегию Китай. Вообще надеяться на то, что нам удастся сыграть на противоречиях между разными геополитическими полюсами или отдельными игроками, конечно, можно, но эффект от такой игры будет весьма ограниченным. После Крымской войны внешнеполитическое лавирование министра иностранных дел Александра Горчакова, конечно, помогло России выйти из европейской изоляции и минимизировать ущерб, но куда большее значение тут сыграли реформы Александра Второго, сделавшего Россию, как сказал бы Трамп, снова великой.

Наш ответ на американские санкции распадается на две группы мер. Одни — краткосрочные — это высылка дипломатов, арест американской дипсобственности. Мы можем устроить «веселую жизнь» каким-то американским компаниям. Это из жанра «зуб за зуб». Однако наиболее эффективным ответом станет ускорение нашего собственного экономического и технологического развития в условиях хотя и не полной международной изоляции, но, скажем так, повышенных трудностей на Западе, в том числе сделав инвестиционный климат в стране привлекательным для западного капитала. Сначала в тех отраслях, что санкциями не затронуты. Затем в других, когда, доказав делом тщетность всяких ограничительных мер против нас, мы создадим ситуацию, описанную известной булгаковской фразой: «Никогда и ничего не просите. Сами предложат, и сами все дадут». Ну или другой вариант: прозябать, подворовывая новейшие технологии на черном рынке и через подставные фирмы, и, по сути сдаться. Как бы вот такой закон в ответ на санкции принять? Где и обозначить наш стратегический выбор.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию