16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.64 / ₽ 7969
  • RTS1123.71
27 июля 2017, 16:25 Политика

Американских санкций по «Северному потоку» может и не быть

Лента новостей

Как обнаружила Business FM, антироссийский закон США в отношении «Северного потока» действительно был отредактирован. Санкции за газопровод может вводить президент по согласованию с союзниками, они не начинают действовать автоматически

Фото: depositphotos.com

Обновлено 17:36

Берлин не исключает введения ответных санкций против США. Об этом сообщила глава Минэкономики Германии Бригитте Циприс в связи с продвижением в конгрессе законопроекта о дополнительных ограничениях в отношении России. В Восточном комитете немецкой экономики заявили, что законопроект противоречит принципам свободной торговли. «Геоэкономика устанавливает правила игры, а мы служим лишь мячиком для пинг-понга», — сказал Марио Мерен, председатель правления германского нефтегазового гиганта Wintershall — одного из партнеров «Газпрома» по строительству «Северного потока — 2».

Тема европейской реакции на американские санкции остается в заголовках международной прессы. «Энергетика говорит с немецким акцентом», — пишет Financial Times. Газета взяла интервью у директора Европейского центра международной политэкономии в Брюсселе Хосука Ли-Макиямы. Обозреватель напоминает слова председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера: «Принцип «Америка прежде всего» не может означать, что интересы Европы на последнем месте».

По мнению эксперта, жесткость реакции ЕС на возможные американские санкции определяется именно раздражением Германии. «Берлин серьезно обеспокоен тем, что воспринимает как экстерриториальную претензию США на европейский энергетический рынок», — говорится в статье. Еврокомиссия пока не приняла решение по возможным ответным мерам в отношении главного союзника Европы, но ряд жестких заявлений уже был допущен. «Предполагается, что Европа — оплот против России, но тут мы бросились на защиту Москвы, в то время как США интенсифицируют санкции», — заключает собеседник FT.

Альтернативный взгляд на вещи представляет Der Spiegel в статье под заголовком «Операция «Мягкая лапа». Газета напоминает, что возмущение Берлина познается в сравнении. В середине июня, когда Сенат США принял первую версию санкционного законопроекта, жесткие заявления делали глава германского МИД, премьер Австрии, а затем и сама Ангела Меркель. Теперь же если угрозы и поступают, то в основном мягкие или гипотетические. По мнению издания, это связано с успехом германского и европейского лоббизма в Вашингтоне.

После процессуальной гибели первого законопроекта в конгресс внесли новый документ, язык в котором заметно смягчился. В тексте остается пассаж о том, что США считают «Северный поток — 2» губительным для энергобезопасности Европы. Однако когда речь заходит о санкциях в отношении компаний, причастных к его строительству, в документе говорится, что «президент США может принять соответствующие меры после согласования с союзниками США». Реакция ЕС и ФРГ куда мягче, поскольку меньше угроза для европейских компаний, заключает издание.

Кто вообще спокоен перед лицом возможных санкций, так это Берн, рассказывает швейцарская Le Temps. Газета обращает внимание на то, что Швейцария не намерена высказываться по поводу законопроекта, хотя «многие швейцарские компании связаны с российским энергетическим сектором» и «могут лишиться доступа к американским банкам или госзаказам».

По мнению обозревателя, у Берна нет причин торопиться с реагированием. «Мы применяем только те санкции, которые одобрены Совбезом ООН, а не одним государством против другого», — пояснил изданию один неназванный дипломат. В некоторых случаях Берн соблюдает штрафные меры против стран, введенные Евросоюзом, но здесь спускать директивы бизнесу никто не собирается. Однако ничто не мешает любой швейцарской компании прекратить совместную деятельность с Россией, чтобы избежать каких бы то ни было санкций, заключает газета.

Пункт санкционного законопроекта, согласно которому Трамп может, но не должен применять санкции к партнерам России по «Северному потоку — 2», привлек внимание экспертов. Насколько важным может оказаться этот нюанс?

Михаил Ремизов президент Института национальной стратегии «Может он или должен по этому закону — в любом случае есть вероятность того, что он будет использовать этот рычаг как минимум для давления, как максимум — для блокирования такого конкурирующего геоэкономического проекта. Законопроект лишает президента свободы маневров в том, что касается действия санкций как таковых, а в том, что касается режима применения санкций, на что смотреть сквозь пальцы, а к чему относиться очень требовательно и взыскательно, будет оставаться во многом на усмотрение администрации. Поэтому пространство для маневра и рычаг для давления будет в значительной степени в руках Белого дома, а Трамп как раз любит такие игры: он создает новый фактор угрозы, усиливает свои переговорные позиции в отношениях и с европейцами, и с Россией. И со стороны Германии, и со стороны Штатов «Северный поток — 2» — это проект, пока не заблокированный и не похороненный окончательно, за который, с их точки зрения, Россия должна будет заплатить дороже, причем, может быть, не только в экономическом, но и в политическом смысле. Создается ситуация, при которой этот проект, который политически, как они считают, нужен России, оказался подвешенным, и России придется сделать какие-то новые уступки и предложения, чтобы он скорее состоялся».

Сенат США планирует утвердить окончательный вариант законопроекта «в самом ближайшем будущем». Дату голосования пока не называют. Трамп еще не принял решение о подписании документа, но конгресс без труда может преодолеть президентское вето.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию