16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
1 августа 2017, 10:42 Технологии

Экономика данных

Лента новостей

Любой современный бизнес связан с обработкой и хранением информации, которой с каждым годом становится все больше. Готова ли ИТ-инфраструктура российских компаний к новым нагрузкам? Какие изменения ей предстоят? На какой экономический эффект при этом можно рассчитывать?

Андрей Тищенко, заместитель директора департамента вычислительных систем компании КРОК
Андрей Тищенко, заместитель директора департамента вычислительных систем компании КРОК Фото: КРОК

Эти и другие вопросы BFM.RU обсудил с заместителем директора департамента вычислительных систем компании КРОК Андреем Тищенко.

Готовы ли вы подписаться под утверждением, что современная экономика — это экономика данных?
Андрей Тищенко: Готов. Работая в ИТ-компании это понимаешь особенно ясно. Достаточно вспомнить криптовалюты и биткоин: экономика данных в самом прямом смысле. Даже наш ЦБ объявил о возможности создания национальной криптовалюты. Если к биткоину многие относятся настороженно, то работающие в России полностью цифровые банки уже никого не удивляют.
Ритейл все активнее уходит в Сеть. Мировые лидеры отрасли, такие как Alibaba, считают, что работают не в e-commerce, а в сфере обработки информации. Они собирают до нескольких тысяч атрибутов о каждом клиенте для улучшения пользовательского опыта и увеличения объёмов продаж, и в этом видят свои ключевые конкурентные преимущества. Информационные технологии, работа с большими данными перестали быть чем-то необычным. Они как воздух необходимы в любой сфере бизнеса.
Объем доступных данных с каждым годом растет. Готова ли ИТ-инфраструктура отечественного бизнеса к новой нагрузке?
Андрей Тищенко: Исследователи из Gartner прогнозируют, что в течении ближайших десяти лет объем обрабатываемой информации увеличится в 50 раз. Только данные о ДНК к 2025 году достигнут 40 млн терабайт. Социальные сети, банки, мобильные операторы, страховые компании и государственные сервисы собирают и анализируют информацию. По оценкам Gartner, в ближайшие 2-3 года 40% российских компаний начнут использовать технологии интернета вещей, что приведет к еще большему росту объемов данных, которые надо хранить и обрабатывать.
Готова ли к этому ИТ-инфраструктура отечественного бизнеса сегодня? Мы считаем, что нет. Сказывается экономическая ситуация, которая в течение последних трех лет заставила компании туже затянуть пояса. Но необходимость внедрения новых технологий настолько велика, что эти проекты все равно начинают запускаться. Наша роль — помочь бизнесу провести необходимую трансформацию, подготовиться к будущему, в котором без работы с большим данными будет невозможно оставаться конкурентоспособными.
Вы говорите о трансформации ИТ-инфраструктуры, какие именно изменения ей предстоят?
Андрей Тищенко: Мы наблюдаем волну качественных изменений в ИТ. Инфраструктура должна стать более гибкой, адаптивной, готовой к постоянному внедрению новых технологий. Нас ждет новое поколение технологий и архитектур. Классические программно-аппаратные комплексы, которые внедрялись последние десять лет, будут замещаться. Им на смену приходит полностью виртуализованная инфраструктура, которая предоставляется как сервис на основе доступа к порталу услуг. Инфраструктура, которая может выходить за границы собственного ЦОД, в случае необходимости гибко используя ресурсы внешних сервис-провайдеров. Все больше бизнес-процессов и ИТ-систем будет передаваться на аутсорсинг, освобождая ресурсы и время специалистов на развитие бизнеса и запуск новых услуг. Ведь успех компаний все больше определяется уровнем технологий автоматизации и качеством аналитики данных о взаимодействии с клиентами.
Какие решения в этой области предлагает КРОК?
Андрей Тищенко: Как интегратор и сервисная компания мы, в первую очередь, предлагаем нашу экспертизу и знания. Мы знаем, как и с помощью каких технологий бизнес может стать более эффективным. Как извлекать максимум полезной информации из собранных данных, поступающих из самых разных источников. Как за счет умного хранения и активного использования информации получить дополнительные конкурентные преимущества, например, предлагая клиенту максимально персонализированный продукт или получая качественную аналитику, необходимую для принятия решений.
Эти знания реализованы во множестве готовых ИТ-решений для бизнеса, начиная от нашего облака, в котором можно развернуть практически любую инфраструктуру за считанные дни, и заканчивая системами видеоаналитики и дополненной реальности. Так, мы помогли протестировать новую систему управления бизнес-процессами одного из крупных пассажирских перевозчиков, развернув необходимую инфраструктуру всего за 5 дней в облаке КРОК. Благодаря переходу от CAPEX (покупки железа) к OPEX (облаку) компания уже на этапе тестирования сократила затраты на ИТ в 4,5 раза.
Внедрение таких решений может быть дополнено программами учебного центра, которые мы составляем индивидуально, с учетом их специфики и уровня знаний специалистов заказчика. Мы работаем практически со всеми основными мировыми производителями ИТ-решений. Один из наших основных партнёров в инфраструктурных решениях — компания Hewlett Packard Enterprise (далее — HPE), которая закрывает практически весь спектр технологий для цифровизации бизнеса.
Практически всегда в серьёзных инфраструктурных проектах мы помогаем клиентам проработать вопрос привлечения заемных средств для финансирования с помощью специальных программ, в том числе и от самих производителей решений. Ещё одной альтернативой здесь может стать услуга аренды ИТ-оборудования (HaaS, Hardware as a Service). Поскольку ИТ-оборудование развивается высокими темпами и, как следствие, быстро устаревает, такие OPEX-схемы позволяют более оперативно модернизировать парк оборудования и таким образом повысить показатель рентабельности активов предприятия.
В каких отраслях инвестиции в работу с большими данными приносят наибольшую отдачу?
Андрей Тищенко: На сегодня у нас больше всего таких проектов в ритейле, финансовом секторе и логистике. Есть интересный опыт работы с банком, когда мы совместно с заказчиком создали аналитическую систему, контролирующую общение коллекторов с заемщиками. Система интегрирована с банковскими сервисами и данными контакт-центра и полностью соответствует требованиям регуляторов.
Для компании-перевозчика мы оснастили датчиками поезда и турникеты, синхронизировали информацию с расписанием. В результате удалось оптимизировать пассажиропоток, продажи билетов и повысить управляемость бизнеса в целом.
Очень активно внедряются системы управления производственными процессами с использованием больших данных в промышленности. И даже в сельском хозяйстве — отрасли, которая была самой отдаленной от ИТ — начали поступать данные и проникать технологии интернета вещей. Эксперты предсказывают, что благодаря этим технологиям нас может ожидать рост урожайности, которого человечество не видело даже во времена внедрения механизации.
Существуют ли у вас методики оценки экономической эффективности внедрения ваших решений, какие KPI вы ставите перед собой, входя в новый проект?
Андрей Тищенко: Практически в каждом проекте присутствует оценка экономической эффективности. В зависимости от задач, KPI могут состоять в достижении экономии, снижении рисков и простоев бизнес-систем, повышении уровня безопасности и мобильности пользователей, сокращении времени на обслуживание клиентов заказчика, быстром запуске новых услуг и сервисов без капитальных затрат. В некоторых случаях мы говорим и о прямом экономическом эффекте от расширения портфеля услуг заказчика.
Одному из крупнейших дистрибьюторов косметики мы помогли перевести на аутсорсинг отказоустойчивую ИТ-инфраструктуру, построенную на базе сети дата-центров КРОК. Проект позволил сократить стоимость владения инфраструктурой на 20%.
В сотрудничестве с компанией «Восток-Запад» мы увеличили быстродействие и повысили стабильность системы управления складом, при этом производительность инфраструктуры выросла в три раза.
Онлайн-ритейлер, разместивший интернет-магазин и другие ресурсы в облаке КРОК, смог сократить время запуска новых сервисов в 40 раз благодаря возможности гибко управлять ресурсами облака.
Существуют ли решения позволяющие компаниям, владеющим цифровыми архивами собранными за десятилетия, встроить свои данные в современную инфраструктуру?
Андрей Тищенко: Такие решения безусловно существуют. Для нас это звучит не как проблема, а как задача. В нашей практике есть даже примеры, когда мы помогали оцифровывать музейные экспонаты с целью сохранения культурного наследия, делая их широко доступными для самых разных аудиторий.
Одно из решений, которое можно эффективно использовать для подобного рода задач хранения — HPE Scality RING — одинаково эффективно работает и с современными, и с ранее накопленными данными любого объёма, в том числе собранными в различных форматах.
Какие изменения произойдут в бизнесе в ближайшие годы под воздействием новых технологий хранения и обработки данных?
Андрей Тищенко: Компаниям и их сотрудникам придется работать со все большими объемами информации. В то же время часть рутинных операций, связанных с обработкой этих данных, будет автоматизирована. Такие профессии, как операционист, юрист, бухгалтер очень сильно трансформируются. Часть их задач возьмут на себя системы на основе искусственного интеллекта и обработки естественной речи. Люди же будут больше работать в сферах исследований и генерации идей. Все большее число людей сможет работать удаленно: появятся системы для совместной удаленной работы, в том числе с использованием технологий виртуальной реальности. Можно ожидать всплеска интереса к расшифровке ДНК для выявления персональных талантов, планирования детей, а также профилактике заболеваний. Вероятно, это сильно изменит мир вокруг нас, то, как мы планируем личную жизнь и карьеру.
Обработка данных станет еще быстрее благодаря появлению новых типов накопителей, ориентированных на рост числа цифровых взаимодействий между компаниями и клиентами. И чтобы привести свои компании в это будущее, руководителям бизнеса предстоит изменить ИТ-инфраструктуру, подготовить ее к изменениям внешней среды в условиях всеобщей цифровой трансформации. Она должна стать адаптивной и гибкой, позволяя быстро внедрять новые сервисы, продукты и услуги.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию