16+
Среда, 16 августа 2017
  • BRENT $ 50.87 / ₽ 3026
  • RTS1034.79
1 августа 2017, 14:36 Политика

Государство усилило хватку. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Целый ряд законов, подписанных президентом 31 июля, имеет общую черту: они ужесточают контроль государства в самых разных экономических сферах

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Владимир Путин в последний день июля подписал ряд законов, которые регулируют экономическую сферу в самых разных областях. Они оставались неподписанными после того, как Госдума ушла на каникулы. Что общего у всех этих документов — в комментарии Георгия Бовта.

Общий знаменатель законов, принятых Думой перед каникулами и подписанных президентом в последний июльский день, в том, что государство активно регулирует экономическую сферу, при этом ужесточая контроль. Наверное, потому что государство не очень доверяет участникам рынка, особенно частным. Кроме того, многие из задач в новых законах вполне можно было решить в рамках постановлений правительства или действующих регламентов и норм при эффективной работе соответствующих контрольных органов того же правительства, а также судебной системы.

Один из подписанных актов расширяет список требований к деловой репутации собственников и руководителей финансовых организаций до 25 критериев. Речь идет об акционерах и руководителях банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовых компаний, управляющих компаний инвестфондов и паевых инвестиционных фондов. Если тот или иной человек не годится в банкиры, то он не годится ни в какую из перечисленных организаций, у которых стало меньше возможностей в кадровой политике. Значит, государство им как самостоятельным субъектам рынка не доверяет.

Другое недоверие — уже к застройщикам — сквозит в законе о создании компенсационного фонда долевого строительства. Государству надоело в индивидуальном порядке решать проблемы обманутых дольщиков. Теперь это будет делать специальный государственный фонд, а не страховые компании и даже не суды Разумеется, застройщики, а через них и будущие новоселы заплатят за создание фонда. Он будет напоминать Агентство по страхованию вкладов, которое, в свою очередь, расплачивается за то, что не работают прочие механизмы регулирования банковской деятельности.

Даже в подписанном законе о курортном сборе в пяти регионах страны видится стремление к огосударствлению — на сей раз туристической сферы, где вроде бы все карты в руки частнику. Сбор пойдет в казну региональных бюджетов. Распоряжаться им будут местные чиновники, а никакие не саморегулируемые туристические ассоциации.

Потребителям услуг естественных монополий давно уже видно, что в этой сфере рынок и конкуренция не работают. Государство и тут решило в очередной раз вступиться в процессы тарифообразования, внеся поправки в федеральный закон «О теплоснабжении». И хотя формально предусмотрен переход от госрегулирования тарифов в сфере теплоснабжения к установлению предельного уровня цены на энергию для конечного потребителя, на практике, возможно, произойдет повышение цен под давлением местных монополистов, аффилированных с местными властями. За предельный уровень теперь берется цена, которую будут рассчитывать исходя из того, во сколько тепловая энергия могла бы обойтись потребителям в случае строительства ими собственной котельной. При существующих правилах игры на региональных рынках можно себе представить фантазии местных хозяев.

Усиление контроля ждет и частных лиц, а точнее абонентов сотовой связи. Теперь их персональные данные должны быть верифицированы оператором, никаких анонимных или купленных на третье лицо SIM-карт.

Зато крымчанам теперь, возможно, выйдет послабление в погашении задолженности перед бывшими украинскими банками. Закон, принятый специально для этих целей, — это пример внерыночного урегулирования долгов для отдельного региона страны.

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    Актуальные темы: