16+
Воскресенье, 22 октября 2017
  • BRENT $ 57.94 / ₽ 3330
  • RTS1134.45
16 ноября 2009, 11:26

«АвтоВАЗ» устанавливает рекорды убыточности

Лента новостей

За истекшие месяцы 2009 года убытки «АвтоВАЗа» выросли почти до 20 млрд рублей и до конца года могут достигнуть 35 млрд. Но в правительстве считают, что выход из кризиса не за горами и дело теперь за компанией Renault

Ухудшение финансовых показателей АвтоВАЗ объясняет спадом производства и продаж своей продукции. Фото: РИА Новости
Ухудшение финансовых показателей АвтоВАЗ объясняет спадом производства и продаж своей продукции. Фото: РИА Новости

За истекшие месяцы 2009 года убытки «АвтоВАЗа» выросли почти до 20 млрд рублей и до конца года могут достигнуть 35 млрд. Но в правительстве считают, что выход из кризиса не за горами и дело теперь за компанией Renault, которой Игорь Шувалов сделал очередное предложение о расширении партнерства. Но французы пока не торопятся еще больше увязать в России.

Как говорится в финансовом отчете компании, чистые убытки «АвтоВАЗа» по РСБУ выросли до 19 млрд 718 млн рублей против прибыли в размере 834 млн рублей за аналогичный период 2008 года. Выручка автопроизводителя в январе-сентябре упала в 2,1 раза до 60 млрд 803 млн рублей. Валовый убыток составил 2 млрд 499 млн рублей против прибыли в 8 млрд 733 млн рублей годом ранее. Кредиторская задолженность автоконцерна составила 90 млрд 623 млн рублей, из которой просроченная достигает 1 млрд 236 млн рублей.

Напомним, в 2008 году убыток «АвтоВАЗа» по РСБУ составил 6,68 млрд рублей при выручке 160,24 млрд рублей. В 2007 году компания получила по РСБУ 3 млрд 951 млн рублей чистой прибыли (рост составил 57,3%).

Все как обычно — не хватает денег

Ухудшение финансовых показателей в компании объясняют спадом производства и продаж своей продукции, и признают, что «несмотря на стабилизационные меры, предпринимаемые правительством, ОАО «АвтоВАЗ» столкнулось с проблемой нехватки денежных средств в требуемые сроки, вследствие чего на конец отчетного периода наблюдается увеличение просроченной кредиторской задолженности по различным контрагентам».

В ближайшей перспективе убытки концерна продолжат увеличиваться, и по итогам 2009 года могут вырасти до 35 млрд рублей. Как считает аналитик ИК «Атон» Юлий Мативосов, точную цифру убытков «АвтоВАЗа» в 2009 году пока подсчитать сложно, но не исключено, что и в 2010 году предприятие останется убыточным, так как довольно сложно переломит накопленный негативный тренд. К тому же многое будет зависеть от конъюнктуры рынка.

Правительство надеется на меры

Впрочем, в правительстве полагают, что благодаря принятым антикризисным мерам, самочувствие «АвтоВАЗа» улучшилось, и теперь пора переходить от спасения завода и его персонала, часть которого срочно переучивается на дизайнеров и иные специальности, к реализации инвестиционной программы и запуску новых моделей. Основным источником технологий и управленческих решений пока считается Renault-Nissan. Правда, французы не торопятся еще больше увязать в проблемах «АвтоВАЗа», и сейчас больше заинтересованы в расширении своего присутствия на индийском и других перспективных рынках.

Поэтому, как заявил в воскресенье первый вице-премьер Игорь Шувалов, если компания Renault не увеличит свою долю в ОАО «АвтоВАЗ», то правительству «придется обращаться к другим потенциальным инвесторам».

«У Renault есть огромная возможность для того, чтобы развиваться вместе с нами в проекте «АвтоВАЗа». Если их возможности будут ограничены, нам придется, безусловно, обращаться за возможным партнерством и к другим потенциальным инвесторам», — сказал Игорь Шувалов.

Подарок для Renault

В целом же, подчеркнул Шувалов, автомобильные гиганты, такие как «АвтоВАЗ», ГАЗ и другие компании, «имеют совершенно четкие перспективы по развитию». В то же время, отметил вице премьер, есть понимание того, что эти перспективы «возможны при обеспечении технологического партнерства с крупнейшими мировыми производителями».

Юлий Мативосов во многом согласен с такой позицией правительства, которое, по его словам, показывает, что собирается и в дальнейшем помогать заводу и делает шаги навстречу иностранному партнеру, который может составить грамотный бизнес-план и предоставить технологии.

«У Renault есть уникальный шанс стать лидером российского рынка. Ранее такой шанс был, пожалуй, только у GM, но после того, что произошло, говорить об этом не приходится», — заявил BFM.ru аналитик.

«Безусловно, на первом месте у Renault Индия или Китай, а Россия где-то на 4-5 позиции. Но все же она стоит в планах их стратегического развития, у них здесь есть присутствие и технологическая платформа, от которых можно оттолкнуться. Поэтому у Renault есть шанс возглавить авторынок России, тогда как в Китае и Индии у компании свои сложности, и вряд ли они там смогут стать первыми, — считает Юлий Мативосов. — Можно много негативного говорить про «АвтоВАЗ», но пока что он занимает четверть нашего рынка, и никто из многочисленных иностранных компаний близко к этой цифре за все годы не приблизился. Поэтому Renault есть, за что побороться».

По мнению редактора журнала «Авторевю» Леонида Голованова, при сохранении нынешнего жестокого контроля правительства за деятельностью «АвтоВАЗа», у предприятия нет ни малейшего шанса выйти на безубыточный уровень не только в 2010, но и в последующих годах. Он также не ожидает, что Renault будет вкладывать в «АвтоВАЗ» наличные средства, так как это «противоречит всему опыту Карлоса Гона и западному видению бизнеса». «Мы видим столкновение двух разных подходов, и какой из них победит, кто окажется сильнее — Путин или Гон — пока сказать сложно», — заключил Леонид Голованов.

Рекомендуем:

  • Фотоистории