16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.36 / ₽ 8314
  • RTS1160.60
22 августа 2017, 11:04 ПолитикаКонфликты

«Мы убиваем террористов». Трамп объявил новую стратегию США в Афганистане

Лента новостей

Главные пункты — увеличить военный контингент, сделать военную кампанию бессрочной и не «насаждать демократию», а просто «убивать террористов»

Президент США Дональд Трамп.
Президент США Дональд Трамп. Фото: Joshua Roberts/Reuters

Президент США пересмотрел стратегию по Афганистану. «Мы больше не будет использовать нашу армию для построения демократий за рубежом или для восстановления других стран по нашему образцу», — заявил Трамп.

Вашингтон определился с параметрами нового подхода к конфликту в Афганистане — самой долгой войне США, которая длится с 2001 года. Ключевых пунктов плана пять: увеличить американский военный контингент (по данным СМИ, в полтора раза); дать больше полномочий командующим на местах; сделать военную кампанию бессрочной, чтобы принудить «Талибан» к переговорам; надавить на Пакистан угрозой санкций и сокращения финансовой поддержки, чтобы лишить террористов убежища; отказаться от попыток «насаждения демократии» и просто «убивать террористов».

Как это может отразиться на России и какой реакции ждать от Москвы, рассуждает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов:

Федор ЛукьяновФедор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Отношение к их гипотетическому уходу в странах-соседях, в том числе и в России, было всегда двойственное. С одной стороны, призывы, а иногда и требования к американцам покинуть территорию, поскольку, мол, толку никакого, а стратегические интересы вы там представляете. С другой стороны, обрушение Афганистана и превращение его в еще одну Ливию или Ирак вряд ли кому-то интересно, поэтому едва ли это что-то принципиально для нас меняет. Я не знаю, будем ли мы реагировать. Не исключено, что будем, потому что сейчас пошла тенденция реагировать на все подряд, даже когда не нужно этого делать. Но я не думаю, что есть основания для серьезных реакций и уж тем более серьезных действий. Кроме всего прочего, любопытно, какими силами Трамп собирается это делать, потому что не так давно обсуждалась идея вообще изменить характер этого контингента и сделать его в меньшей степени армейским и в большей степени наемным. Это в какой-то степени соответствует курсу, который тестирует и Россия, в том числе в Сирии, поэтому для нас это, мне кажется, интересно как некий опыт, понять, насколько это работает и что из этого получится. Я думаю, что сейчас будет, как и у нас в Сирии, просто поддержка существующего режима, какой бы он ни был, и стремление действительно убить как можно больше террористов».

Для Трампа усиление американского участия в конфликте стало прямым уходом от предвыборных обещаний, но другого выхода у него нет, комментирует в эфире Fox News экс-сотрудник Совета нацбезопасности США при Буше и Обаме Джиллиан Тернер:

«Президент США принял одно из самых сложных решений для любого главнокомандующего — поставить под удар собственных солдат. На мой взгляд, ему удалось довольно красноречиво проговорить ключевую для него вещь: идея расширения военного присутствия в Афганистане всегда казалась мне противоречивой, но, побыв на своем посту более шести месяцев, я прислушиваюсь к окружающим меня генералам и меняю свою позицию. Главным пунктом афганской стратегии Трампа я бы назвала фразу «мы не строим наций, мы убиваем террористов». Это знаковое отличие доктрины Трампа от подходов его предшественников к ситуации на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Другие важные моменты — отказ обнародовать конкретные планы военных и решение сделать размещение американских военных в Афганистане бессрочным до достижения конкретных тактико-стратегических целей».

США ввязались в афганский конфликт после терактов 11 сентября, когда правительство талибов отказалось выдавать Вашингтону членов «Аль-Каиды». Джордж Буш-младший провел вторжение на территорию Афганистана, операцию впоследствии поддержал Совет Безопасности ООН.

Барак Обама на волне антивоенных настроений постепенно начал передавать полномочия военным в Афганистане, однако это заметно расширило возможности террористов. Теперь американские военные останутся в Афганистане на неопределенное время, что нельзя назвать выгодным развитием событий для России, считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский.

Виктор Надеин-Раевский старший научный сотрудник ИМЭМО РАН «Все позиции, которые они хотели отбить у Советского Союза, а именно проникновение и постоянное присутствие в Афганистане, они отбили, и говорить о том, что есть какие-то исторические перспективы вывода войск, теперь уже бесполезно. Никто не собирается войска выводить. Укреплению российской позиции в регионе они способствовать, конечно, не будут, и это сказывается: резкий рост наркотрафика произошел именно благодаря американской политике в Афганистане и американскому вторжению. С другой стороны, якобы они способствуют тому, чтобы силы боевиков не проникали на территорию Центральной Азии. Опыт показывает, что от такой декларации до реальности огромная дистанция. Прекрасно проникают и боевики, и местные исламисты тоже стараются обучение проходить именно там, на территории Афганистана, а иногда и Пакистана».

Рынки положительно отреагировали на взвешенную речь Трампа, прочитанную с телесуфлера без традиционных для президента отступлений. Фьючерсы на американские индексы подросли на полпроцента.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию