16+
Среда, 25 апреля 2018
  • BRENT $ 73.69 / ₽ 4589
  • RTS1133.76
23 августа 2017, 04:00 Право

«Гоголь-центр» — место, которое делало Москву интересным городом на культурной карте планеты»

Лента новостей

По делу о мошенничестве задержан режиссер и художественный руководитель «Гоголь-центра». Действия в отношении Кирилла Серебренникова вызвали непонимание многих деятелей культуры. Его работы — это уникальное явление современного театра

Кирилл Серебренников.
Кирилл Серебренников. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Режиссер Кирилл Серебренников задержан по делу о мошенничестве. На допросе в Следственном комитете режиссер свою вину не признал. В среду Басманный суд изберет для худрука «Гоголь-центра» меру пресечения.

По версии следствия, режиссер в 2011-2014 годах организовал хищение «не менее 68 млн рублей», выделенных на его театральный проект «Платформа». Дело возбуждено по статье «мошенничество в особо крупном размере», которая предполагает до десяти лет лишения свободы.

О «Гоголь-центре», о проекте «Платформа» и о Кирилле Серебренникове как о художнике, а не об администраторе рассуждают его коллеги. Говорит режиссер «Театра.DOC» Михаил Угаров:

«Зрители театра — это были женщина за сорок с подругой. Основная аудитория. В Центре драматургии и режиссуры с Алексеем Казанцевым он сделал «Пластилин». Первый спектакль, который вызвал шок и бурю, потому что это совершенно другой язык. Язык современного театра, понятный молодому зрителю. За ним пришло молодое поколение зрителей. Театр стал модным, значимым. Еще очень важно — есть много ярких, талантливых, почти гениальных режиссеров, которые как бы звезды сами по себе, а здесь — нет. Он создает школу, своих учеников, вот эту «Седьмую студию» после выпуска из школы-студии МХАТ, работает с ними. Потом появляется «Гоголь-центр», куда он их всех приводит. Очень важно, что он не один двигается, а целая генерация за ним идет и режиссеров, и актеров, которые абсолютно себя проявят и уже проявляют. Для меня это вообще важный показатель значимости человека художественного. Поэтому здесь вклад, конечно, то, что русский театр сегодня — это один из самых интересных театров. Это каждый год подтверждается. В этом, конечно, заслуга Кирилла и еще идущей вслед за ним целой генерации. Он первый это пробивал».

Создатель и худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз перечисляет, по его словам, неоспоримые факты, многое говорящие о Серебренникове.

Иосиф Райхельгауз создатель и худрук театра «Школа современной пьесы» «Вообще, скажу вам, люди театра и кино несут вовнутрь, а не вовне. Они, когда нужно снимать или нужно ставить спектакль, то реквизит часто находится дома и у режиссера, и у артиста. Поэтому для меня это вещи недоказательные и нелепые. Может, они поищут все-таки среди своего окружения. Те, кто живет этими миллиардами, складывает их в чемоданы, переводит на какие-то счета. Среди моего окружения я этого прямо совсем не знаю, скажу так. В этом смысле Кирилл Семенович для меня — совершенно художник, который занимается всю жизнь своим делом. Он сделал огромное количество спектаклей, он представляет страну на крупнейших фестивалях. Я бываю на некоторых из них, и не стыдно. Наоборот — гордо».

Впрочем, по словам экспертов, большинство россиян не заметит этой потери. «Гоголь-центр» — важное место для очень заметной, но все же небольшой части общества. О зрителях «Гоголь-центра» говорит главный редактор Business FM Илья Копелевич.

Илья КопелевичИлья Копелевич главный редактор Business FM «У «Гоголь-центра» тоже свое, не похожее на другие театры лицо. Там не так уж часто встретишь людей, как принято говорить, высокопоставленных, зато там всегда увидишь тех, кого можно отнести к хипстерам, к культурной богеме или к культурной элите, как хотите это называйте. Я довольно много спектаклей видел. Какие-то очень нравятся, какие-то, наоборот, очень не нравятся. Почти после каждого из них от зрителей в фойе я слышал такие слова: «И неужели это не закроют?» Почему они так говорили? В спектаклях Серебренникова впрямую никакой политики нет, но вызов традиционным взглядам, традиционной форме был всегда. И поэтому зрители в «Гоголь-центре», по крайней мере часть из них, задавались таким вопросом. Я не думаю, что следователи СК часто ходили на спектакли Кирилла Серебренникова, но для той части публики, которую я сейчас описал, «Гоголь-центр» был тем местом, который делал Москву интересным городом на культурной карте планеты».

Несмотря на обилие зарубежных премий, российских государственных наград, которые теоретически могли бы положительно повлиять на дело Серебренникова, у режиссера нет.

Рекомендуем:

  • Фотоистории