16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
30 августа 2017, 03:26 ПолитикаКонфликты

Продавцы страха. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Запад-2017» еще не начался, а соседи России и Белоруссии уже нагнали страху. Польша на время учений вводит запретную зону для полетов гражданской авиации. Украина назвала РФ «страной-агрессором»

Фото: ТАСС

C 14 по 20 сентября в Белоруссии и РФ пройдут российско-белорусские военные учения «Запад-2017». И хотя до них больше двух недель, они уже активно обсуждаются в западных СМИ, а европейские политики делают довольно резкие заявления по этому поводу. Эта тема стала на днях одной из основных в переговорах генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Варшаве. Белоруссия пригласила двух наблюдателей НАТО на пять дней, Россия, правда, всего на один. НАТО, в свою очередь, обвиняет Москву в «непрозрачности». Что стоит за нынешней информационной кампанией? Об этом — в комментарии Георгия Бовта.

Рассказывая о предстоящих российско-белорусских учениях, замминистра обороны России Александр Фомин подчеркнул, что они носят исключительно оборонительный характер. Любопытно было то, что он совершенно всерьез посвятил часть брифинга специальному опровержению обвинений в западных СМИ о том, что в ходе учений будет чуть ли не готовиться «плацдарм для вторжения и оккупации» Литвы, Польши и Украины. Фомин заявил, что это не имеет ничего общего с реальностью. То есть в отношениях с НАТО мы дошли до того, что всерьез опровергаем: «Нет, мы на вас нападать сейчас не будем». Между тем реакция части западных политиков и СМИ на учения «Запад-2017» примерно такая же, как на пуски баллистических ракет Северной Кореей в США, Японии и Южной Корее. То есть почти истерическая.

Польша на время учений вводит запретную зону для полетов гражданской авиации вдоль границы с Белоруссией и приводит в боеготовность свои средства ПВО, утверждая, что учения могут стать самыми крупными со времен холодной войны. Глава Совбеза Украины заявил, что не исключает использования Россией «Запада-2017» для создания ударной группы для вторжения на Украину. Генерал Бен Ходжес, командующий американскими войсками в Европе, сказал, что учения могут быть «троянским конем», который позволит Москве перебросить в Белоруссию свои войска и технику, а затем их там оставить. Знал бы о том, как говорится, батька Лукашенко.

Министерство обороны Эстонии насчитало потенциальных участников учений до 100 тысяч человек. Не зря же, мол, Россия задействует для переброски войск четыре тысячи железнодорожных вагонов. А вот Москва и Минск говорят, что лишь 12,7 тысячи человек, из них 5,5 тысячи российских военных, плюс 680 единиц военной техники проведут маневры на армейских полигонах в Белоруссии, а также в Псковской, Ленинградской и Калининградской областях России.

Расхождение в цифрах принципиально. По правилам ОБСЕ, на учения с участием не менее 13 000 военнослужащих следует обязательно приглашать полноценную команду международных наблюдателей. В связи с чем НАТО обвиняет Москву и Минск в том, что на самом деле те собираются проводить несколько учений, в каждом из которых будет задействовано менее 13 тысяч человек, но общая численность будет намного выше. При этом ссылаются на прецедент 2014 года, когда маневры под названием «Русская весна» в марте — мае того года, численность которых Запад оценил в 90 тысяч, предшествовали известным событиям в Крыму и на юго-востоке Украины. В связи с Украиной, кстати, стоит упомянуть, что на волне вышеописанной информационной кампании свой голос в хор нагнетания страстей вокруг образа «агрессивной России» спешит внести и Киев. Верховная рада подготовила законопроект о реинтеграции Донбасса, где Россия впервые официально названа «страной-агрессором».

Вся эта риторика в духе холодной войны является ярким свидетельством того, сколь сильно деградировали отношения России с Западом и, в частности, с НАТО. Налаженные ранее официальные линии взаимодействия с альянсом сегодня фактически не работают. Причем стоит заметить, что консультации как с НАТО, так и с США по вопросам военно-политического характера были после 2014 года свернуты отнюдь не по инициативе России. И сейчас создалась ситуация, когда уровень принятия решений в подобных вопросах перешел с высокого политического на оперативно-тактический, что потенциально создает крайне опасную и непредсказуемую ситуацию. И хотя на Западе и на Востоке серьезные политики все еще по большей части говорят, что, мол, полномасштабная война в Европе сегодня невозможна, на деле оказывается, что вырабатывать соответствующую антикризисную стратегию и оперативно разрешать возникающие острые разногласия и непонимание попросту некому и негде. Остается взаимное запугивание.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию