«Независимый» Курдистан — очаг нового конфликта на Востоке?
Лента новостей
Историческое голосование в Иракском Курдистане — референдум о независимости. Может ли этот шаг обернуться вооруженным конфликтом в регионе? И как это отразится на интересах России?
Владимир Путин обсудил с Эрдоганом курдский референдум в Ираке. Несанкционированное Багдадом голосование о независимости Курдистана стало одним из предметов телефонной беседы российского и турецкого лидеров, утверждает источник ТАСС.
По данным агентства, «стороны подчеркнули важность сохранения территориальной целостности Ирака». Курдский референдум начался сегодня утром, о каких-либо инцидентах пока не сообщается. Тем не менее в связи с голосованием о независимости Курдистана с Ближнего Востока продолжают поступать тревожные сигналы. Курдские вооруженные силы пешмерга готовятся оборонять автономию на случай нападения, хотя руководство Курдистана и заявляет, что вторжение маловероятно. В Анкаре подчеркивают, что не намерены вторгаться в Курдистан, однако сам факт такого заявления уже может вызвать озабоченность.
Насколько вероятен новый вооруженный конфликт на Ближнем Востоке по итогам курдского референдума? И каковы могут быть его последствия для Ирака, для региона и для интересов России?
Каринэ Геворгян политолог, востоковед, специалист по Ираку «С 2006 года на территории Иракского Курдистана существуют турецкие базы. Турецкий спецназ тренировал пешмерга Иракского Курдистана, поэтому, с моей точки зрения, тема сильно перегрета. И, по сути говоря, многие заявления носят чисто декларативный характер. Де-факто Иракский Курдистан является независимым государством, достаточно спокойным, надо сказать, то есть там обеспечивают безопасность граждан. Тем не менее тема эта подогревается, Турция по понятным причинам, имея собственную курдскую проблему на своей территории, не может поддержать саму идею образования независимого Курдского государства только поэтому. С другой стороны, другой рукой они вовсю строят отношения с Иракским Курдистаном. Более того, очень даже способствовали развитию этого региона. Я пока не вижу, чтобы интересы России здесь могли бы быть затронуты. Несмотря на то, что Россия в лице Марии Захаровой осудила проведение референдума, это, скорее, такой несильный дипломатический демарш, потому что это произошло не на уровне министра иностранных дел. Я думаю, что Россия будет просто отслеживать происходящее и не вмешиваться в эту ситуацию, потому что, в общем-то, в этом нет ни смысла, ни ресурсов, чтобы это делать».
На данный момент Иракский Курдистан имеет статус широкой автономии, прописанный в конституции Ирака, однако значительная часть курдов с этим не согласна. Недавно «Роснефть» стала крупнейшим инвестором в Курдистан. Менее чем за год российская компания вложила 4 млрд долларов в нефтегазовые сделки в этом регионе.