16+
Воскресенье, 5 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
28 сентября 2017, 11:11 Общество

РАН постигает науку управления. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Новый этап Российской академии наук: уже утвержден президент, а 28 сентября выберут вице-президентов и президиум. Как академия будет развиваться дальше и изменится ли что-то в мире науки?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Российская академия наук 28 сентября выберет свой президиум: ее «главный штаб», вице-президентов, главного ученого секретаря и академиков-секретарей. Это постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган управления РАН. Академия 26 сентября избрала нового президента. Им стал глава Института прикладной физики РАН Александр Сергеев. На следующий день его утвердил Владимир Путин. У академии впервые за полгода появился полноценный руководитель — до сих пор во главе РАН стоял лишь исполняющий обязанности.

Одновременно с избранием Сергеева появился слух о том, что действующий глава Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаил Котюков может покинуть свой пост. Как будет дальше развиваться академия наук и что станет с теми реформами, которым ее подвергли в последние годы? Об этом — в комментарии Георгия Бовта.

Помимо того что Александр Сергеев — известный ученый и хороший организатор науки, умеющий зарабатывать деньги, с его избранием связывают улучшение отношений академии как с ФАНО, так и с исполнительной властью в целом. Личностный фактор и отчаянное сопротивление навязанным реформам заняли большое место в жизни академии в последние годы, вызвав серьезное брожение внутри нее.

В своей предвыборной речи Сергеев отдал дань академической фронде. Как он сказал, многие хотели услышать, что модели, позаимствованные с Запада, нам не нужны, зародив в некоторых надежду на то, что многое теперь повернется вспять. Но возможно ли это, притом что сами по себе результаты академической реформы многие считают спорными?

С одной стороны, ФАНО смогло наладить управление академическим имуществом, включая институты, которые теперь подчиняются именно ему. В этом году удалось преодолеть сокращение финансирования академической науки. РАН получит больше, чем в прошлом и позапрошлом годах, общий объем составит около 100 млрд рублей — примерно на уровне 2014-го. К концу года будут выполнены «майские указы» президента, и средняя зарплата 43 тысяч научных сотрудников РАН из 130-тысячного персонала повысится до двукратного размера по региону.

В целом с имуществом и его управлением порядка стало больше: деньги институтам выделяются, как признают многие, не по личным пристрастиям членов президиума РАН, а в большей мере по справедливости. Однако многие недовольны тем, что управление имуществом ушло из рук академии, и обвиняют чиновников в бюрократизме: из-за сложившейся системы управления деньги и полномочия находятся в одной организации, профессиональные компетенции — в другой, а третья организация, Минобрнауки, отвечает за научную политику. Например, тот же директор академического института отвечает за все, но мало что может по сравнению с прежними временами.

В идеале во главе ФАНО можно было бы поставить блестящего ученого, умеющего еще и управлять имуществом, но до этого вряд ли дойдет. Управление институтами обратно к академии не перейдет. Наиболее вероятный сценарий — трансформация ФАНО в отдельное министерство науки, но уже после выборов президента и при новом правительстве. Из академии, как и предполагалось реформой, по-прежнему будут пытаться сделать нечто вроде «совета старейшин», осуществляющего экспертизу основных направлений научного развития и проектов. РАН окончательно лишат административно-хозяйственных функций.

Кстати, в нынешнем уставе академии ее юридическая форма обозначена как федеральное государственное бюджетное учреждение, даже не научное. А вот академические институты — это как раз научные организации. Все эти ключевые моменты реформы новый президент РАН изменить не сможет, но у него есть шанс наладить взаимодействие с ФАНО или его преемником в виде министерства науки.

Что же касается развития самой науки, которое в нынешнем состоянии вряд ли удовлетворяет как академиков, так и околонаучных чиновников, то для придания ему импульса нужны не только деньги и грамотное управление имуществом. Нужно, чтобы научные достижения были востребованы в обществе и экономике, но это не зависит ни от академии, ни от ФАНО.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию