«Российская пропаганда» в Facebook — шум из ничего?
Лента новостей
Политическую рекламу, на которую потратили 100 тысяч долларов, увидели 10 миллионов человек, причем больше половины объявлений разместили уже после выборов, а целевой аудиторией стали в том числе подписчики аполитичных сообществ
Facebook рассказала о 10 миллионах американцев, увидевших российскую политическую рекламу. История с подозрениями о российской пропаганде в американских соцсетях продолжается.
Facebook передала Конгрессу США 3 тысячи рекламных позиций, которые, по данным компании, приобрели российские поддельные аккаунты. Соцсеть и спецслужбы США связывают фейки с так называемой фабрикой троллей в Санкт-Петербурге, также известной как Агентство интернет-исследований.
В конце прошлого года американское разведывательное сообщество обвинило Россию во вмешательстве в выборы в США, направленном на поддержку Дональда Трампа. Москва инсинуации отрицает.
Чернокожие активисты, защитники права на ношение оружия, ЛГБТ-сообщества, ненавистники мигрантов и даже любители собак — предполагаемые жертвы гипотетической российской пропаганды в США принадлежали ко всем цветам политического спектра. Если разжигание социальных противоречий через таргетирование острых вопросов еще можно объяснить логически (это как если бы выяснилось, что созданные Госдепартаментом группы в «ВКонтакте» «топят» против «Матильды» и за запрет абортов), то при чем здесь любители собак? Вряд ли коварные российские хакеры планировали использовать лозунг «Трамп — собачий кандидат». Рассуждает обозреватель технологий Bloomberg Алекс Уэбб:
«Не совсем ясно, с какой конечной целью создавались подобные аполитичные группы. Возможно, организаторы надеялись собрать большое количество подписчиков, чтобы иметь возможность оказывать на них косвенное влияние. Вообще, новый подход Цукерберга сильно отличается от того, что он говорил на волне первых обвинений в отношении Facebook. В конце прошлого года он говорил, что предположения о влиянии соцсети на выборы — это бред, спускал все на тормозах. Так что это разворот на 180 градусов».
Теперь Facebook решила напрямую заняться борьбой с эксплуатацией соцсети для политической пропаганды. В ближайшее время компания дополнительно наймет тысячу сотрудников для мониторинга покупок рекламных позиций в нарушение правил соцсети.
Почему защитник свободы слова Цукерберг внезапно «переобулся» в борца с «кремлеботами»? Дело в том, что, если он не изобразит активную деятельность, компанию могут заставить вручную проверять каждое из миллионов рекламных объявлений, а это обойдется куда дороже, говорит обозреватель Fox News Даген Макдауэлл:
«Facebook и другие социальные сети сейчас попросту напрашиваются, чтобы попасть под госрегулирование. Все эти откровения об уязвимостях социальных сетей, начиная хотя бы с того, что в Facebook можно было таргетировать рекламу по антисемитским ключевым словам, плюс Facebook серьезнейшим образом отстает от многих социальных платформ в борьбе с террористическим контентом — это просто череда негативных событий. Так что Цукерберг понимает, что если он не продемонстрирует усилия, то регуляторы им вплотную займутся».
Даже если российские теневые структуры, которые, согласно многочисленным журналистским расследованиям, ведут активную пропагандистскую деятельность в рунете, действительно решили поиграть в американскую политику, масштабы их гипотетического влияния несоразмерны тому вниманию, которое уделяется теме в США. Общая сумма расходов на политическую рекламу во время кампании 2016 года достигла 10 млрд долларов, а здесь речь идет о 100 тысячах на объявления, которые увидели 10 миллионов человек — это всего 3% американцев. Более того, по данным Facebook, больше половины рекламных позиций с предполагаемой российской пропагандой было размещено в соцсети уже после выборов, так что они не могли повлиять на результаты голосования.