16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.46 / ₽ 8252
  • RTS1163.50
27 октября 2017, 12:30 Компании

Зеркало экономики: о чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге?

Лента новостей

Что статистика грузоперевозок по железной дороге говорит о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: РЖД

Сегодня обсудим статистику за сентябрь и подведем итоги за три квартала. Погрузка на сети РЖД за девятый месяц выросла почти на 2% по сравнению с сентябрем прошлого года, а грузооборот на железной дороге вырос также по сравнению с аналогичным периодом 2016 года больше чем на 4%. Если же говорить о трех кварталах, то с начала года погрузка выросла на почти на 3%, а грузооборот увеличился на 6,6%, и это весьма неплохая динамика. Теперь о лидерах. Наибольший прирост погрузки отмечен по зерну. Пока не будем приводить цифру, потому что вернемся к этому показателю чуть позже. Также среди лидеров погрузки каменный уголь и химические и минеральные удобрения. Плюс 9,3% и почти 8% соответственно.

Владимир Савчук заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий На уголь у нас внешнеэкономическая конъюнктура воздействует. Так, в 2017 году цены на экспортных рынках продолжили рост. Если за 2016 год цены на энергетический уголь на внешних рынках увеличились на 80-90%, то, соответственно, в этом году тренд продолжился. Такая внешнеэкономическая конъюнктура приводит к тому, что у нас объем перевозок угля на экспорт увеличивается. Также у нас продолжает увеличиваться объем перевозок удобрений, химических и минеральных. Согласно оценкам Международной ассоциации производителей удобрений, общий мировой объем спроса на минеральные удобрения в 2017 году увеличится на 1,8%. Соответственно, поставки калийных удобрений вырастут примерно на 2-3%. И все это благоприятствует тому, что российские удобрения на внешнем рынке востребованы.

Теперь об аутсайдерах погрузки по итогам трех кварталов. Падают перевозки строительных грузов, цветной руды и серного сырья, кокса. Лидер отрицательных значений — строительные товары, там снижение составило больше 8%. Такого следовало ожидать, мы следили за этим показателем несколько месяцев и, к сожалению, наблюдали только негативную динамику. Также нет ничего удивительного в том, что перевозки нефти и нефтепродуктов по жд хоть и растут, но в пределах статистической погрешности. Это тоже тренд, который, кстати, продолжается не первый год. Наш эксперт рассказывает подробнее:

Владимир Савчукзаместитель гендиректора Института проблем естественных монополийНефть и нефтепродукты: хотя в сентябре объемы перевозки увеличились почти на 2%, за три квартала показатель составляет немногим более нуля, там 2 процентных пункта всего. Груз уходит с жд транспорта либо те приросты дополнительные, которые есть, они переходят на трубопроводный транспорт. В качестве аутсайдеров у нас состоят строительные грузы. Это связано с уменьшением активности в строительной сфере в 2017 году по отношению к 2016 году, с наличием достаточно серьезного количества строительных компаний, которые в предбанкротном состоянии находятся. Это тоже влияет на рынок строительный. Опять же у нас объемы автодорожного строительства не очень высокие. И потребность в перевозке щебня и других нерудных материалов не очень высокая. Поэтому все это отражается на погрузке на железной дороге.

А теперь, как и обещали, вернемся к зерну. Перевозки этого груза по итогам первых трех кварталов выросли на 12,3%. По динамике это безусловный лидер среди всех товаров, перевезенных по железной дороге в этом году. Вспомним, изначально прогнозы были не самые оптимистичные. Ожидалось, что из-за погодных условий в России будет не самый лучший урожай. Но реальность не просто превзошла эти прогнозы. Позволим себе эмоциональное выражение: она растоптала их в прах. Урожай зерна в этом году составит порядка 130 миллионов тонн, и это исторический рекорд, что положительно сказывается на перевозках. Но вспомним старую истину, что в стране проблемой является как неурожай, так и слишком большой урожай. Сейчас перед РЖД стоит задача перевезти повышенные объемы зерна. Справится ли корпорация? И какие факторы влияют на перевозку этого груза?

Владимир Савчукзаместитель гендиректора Института проблем естественных монополийВ логистической цепочке перевозок такого груза участвует не только инфраструктура жд транспорта, но и грузовые вагоны, элеваторы, портовые мощности. Поэтому — справится, не справится — можно с уверенностью говорить о том, что инфраструктура жд транспорта готова к этим объемам. Подвижной состав готов к объемам прогнозируемых перевозок, спланированным на достаточно длительный срок. То есть подвижной состав закупается для того, чтобы он работал практически все 12 месяцев в году. И сейчас, когда грузоотправители пытаются вывезти дополнительные, сверхнормативные объемы, не всегда хватает подвижного состава. При этом еще одна проблема — это элеваторы. Где это зерно хранить? Сами элеваторные мощности не рассчитаны на такой урожай, который Россия собрала в этом году. Третий аспект — это портовые мощности. Если ранее у нас небольшой объем экспортного зерна направлялся через порты Северо-Запада и через восточные порты, то сейчас у нас основной объем экспорта практически монопольно идет через южные порты. И объемы перевалки, их мощности также ограниченны. Поэтому здесь проблема будет, скорее, не столько в железнодорожном транспорте, сколько в инфраструктуре портовой и элеваторной инфраструктуре.

Приведем еще несколько цифр. Только в сентябре погрузка зерна на сеть РЖД увеличилась больше чем на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. А мы помним, что в 2016-м тоже был рекордный урожай. Еще более впечатляющая цифра: погрузка зерна на экспорт в сентябре выросла более чем на 60% по отношению к девятому месяцу прошлого года. Как сейчас сообщают в госкомпании, она приняла дополнительные меры для привлечения этого груза на железнодорожный транспорт. В РЖД ввели скидку на экспортные перевозки зерна со станций в Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Омской областях, через российские порты в собственном подвижном составе и контейнерах. Она вступила в силу с 1 октября и будет действовать до конца июня следующего года. Посмотрим, что будет с динамикой перевозок зерна и других грузов в октябре. Заглянем в зеркало экономики через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию