Кризис как окно возможностей
Лента новостей
У многих компаний есть табу: начинать новый бизнес во время экономической турбулентности. Что неудивительно — потребительский спрос на рынке снижается, банки ужесточают кредитные условия, а свободные средства компании предпочитают приберечь. Однако кризис иногда дает шанс обойти конкурентов, забрать долю или вообще занять свободную нишу
Такой сценарий оказался возможен даже на таком насыщенном рынке, как, например, горюче-смазочные материалы. В 2008 году в России ежегодно производилось около 2,5 млн тонн масел. Около 1 млн тонн было не востребовано внутри страны и шло на экспорт. И вместе с этим существовал колоссальный импорт продукции — до 30% смазочных материалов, продаваемых на отечественном рынке, ввозилось из-за рубежа.
Казалось бы, парадокс, однако все дело в качестве — сегмент масел премиум-класса полностью зависел от зарубежных поставок, а разница в качестве между иностранной продукцией и отечественной была несоизмерима. Рынок нуждался в балансе, а баланс мог быть основан только на переформатировании производственных мощностей; отрасль требовала серьезных инвестиций и молодых игроков.
В ноябре 2007 года «Газпромнефть» создает самостоятельный бизнес масел, оператором которого становится «Газпромнефть — СМ».
Александр Трухан генеральный директор «Газпромнефть — СМ»«Мне как экономисту по образованию было очень интересно, что была большая дельта между ценой, это значит было место на рынке. Понимая динамику, мы решили, что будем инвестировать в продукты с высокими эксплуатационными характеристиками, будем получать одобрение производителей техники. То есть мы пошли в тот свободный сегмент, который существовал между российскими и импортными продуктами. И результаты, особенно в кризисные периоды, показали, что мы работали правильно. В 2008-2009 году, когда снижалось производство, мы инвестировали в развитие. Я считаю, что кризис — это время, когда надо внимательно всмотреться в рынки, где появилось окно возможностей, именно туда надо идти, именно там необходимо наращивать усилия по получению новой доли, нового портфеля заказов, по внедрению новых технологий».
В компании вспоминают, что выбор стоял между двумя путями развития. Эволюционным, когда производитель инвестирует в строительство площадок и развитие технологий, и революционным, когда вместе с перспективной площадкой покупаются новые технологии. «Газпромнефть — СМ» выбрала второй вариант, и одним из первых шагов, который определил судьбу компании на многие годы, стала покупка завода в итальянском городе Бари.
Компания, получив доступ к западным технологиям, инвестировала в НИОКР, построила в Омске самый современный и экологичный завод смазочных материалов в стране, который сейчас обеспечивает большую часть выпуска продукции успешной российской компании уже с международным именем.