16+
Воскресенье, 5 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
20 ноября 2009, 11:47 МакроэкономикаФинансы

Россия задумалась о налоге Тобина

Лента новостей

Заявление первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева о том, что спекулятивные операции на российском валютном рынке могут стать невыгодными, предполагают, что Россия пойдет по пути Бразилии и Тайваня

В России думают о налоге на международные валютные операции. Фото: РИА Новости
В России думают о налоге на международные валютные операции. Фото: РИА Новости

В России думают о налоге на международные валютные операции, резюмирует The Wall Street Journal выступление первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева, который заявил в четверг, что спекулятивные операции на российском валютном рынке могут стать невыгодными через 1-2 года.

Улюкаев говорил о необходимости разработать эффективный способ контроля международных транзакций, что-то подобное налогу Тобина, пишет The Wall Street Journal. При этом он подчеркнул, что проводить такие меры Россия будет только после обстоятельных обсуждений.

Подобный план, который еще не одобрен, поставил бы Россию в один ряд с другими экспортерами сырья, в том числе Бразилией и Индонезией, пишет WSJ. Эти две страны пытаются ограничить приток спекулятивных денег, который приводит к укреплению местной валюты и снижает рентабельность экспортеров сырья.

Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Тобин (James Tobin) предлагал ввести налог на валютные операции, чтобы сдержать колебания валютных курсов после отмены в 1971 году Бреттон-Вудской системы обменных курсов. Впоследствии его изначальная идея была развита, и она обсуждалось в более широком понимании налогообложения финансовых и других типов операций.

В расширенной трактовке эта идея звучала и на прошедшем в ноябре саммите «Большой двадцатки», когда российский министр финансов Алексей Кудрин раскритиковал предложения британского премьера Гордона Брауна (Gordon Brown) о применении ведущими экономическими державами глобального налога на финансовые транзакции, напоминает The Wall Street Journal.

В октябре Бразилия ввела 2-процентныей налог на зарубежные портфельные инвестиции в бумаги с фиксированным доходом и акции, таким образом ослабив повышательное давление на национальную валюту. Представитель центробанка Индонезии в ноябре заявил о планах рассмотреть подобные меры. В ноябре на Тайване для ограничения валютных спекуляций был введен запрет на размещение иностранных средств на срочных депозитах.

The Wall Street Journal напоминает, что в сентябре российский премьер-министр Владимир Путин, чтобы стимулировать инвестиции, заявил, что страна не будет вводить капитальных ограничений, от которых отказались в 2006 году. Чиновники и экономисты предупреждали, что такие инструменты несут в себе свои особые опасности.

Это немыслимо, чтобы какая-то из страна в одностороннем порядке ввела налог Тобина, поскольку в этом случае финансовые операции просто «мигрируют» в другую налоговую юрисдикцию, считает главный экономист Goldman Sachs в Москве Рори Макфаркухар (Rory MacFarquhar).

«Но у Центробанка России есть инструменты, чтобы сделать для банков заимствования за рубежом более дорогими, что вполне может быть правильной идеей в более длительной перспективе», — цитирует The Wall Street Journal слова Макфаркухара.

Едва ли в ближайшее время приток капитала в Россию остановится, в то время как опасения инвесторов относительно цен на нефть и политики Кремля развеиваются. «Россия сейчас занимает благоприятную позицию, и фонды будут увеличивать свои вложения с еще более значительным перевесом», — считает аналитик компании «Уралсиб» Крис Уифер (Chris Weafer).

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию