16+
Среда, 22 ноября 2017
  • BRENT $ 63.15 / ₽ 3716
  • RTS1156.17
15 ноября 2017, 06:57 Право

Дети останутся дома. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В среду пройдет флешмоб против вступления в силу 1 января 2018 года запрета перевозки детских групп на туристских автобусах старше десяти лет. Туроператоры уверены: это решение может вообще лишить детей путешествий по России

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В среду, 15 ноября, в восьми городах России пройдет флешмоб против вступления в силу 1 января 2018 года запрета перевозки детских групп на туристских автобусах старше десяти лет. Акция пройдет под эгидой Российского союза туриндустрии.

Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина сообщила: «Организаторы выбрали разный формат участия. В большинстве городов будут организованы от двух до десяти автобусных экскурсий по популярным маршрутам.

В каждом городе журналистам покажут автобусы для детской перевозки, чтобы они на деле могли оценить высокий уровень комфорта, безопасности и технического состояния транспорта, который может попасть под запрет с 1 января». Почему работники туриндустрии решились на такую акцию и что их беспокоит?Комментирует Георгий Бовт.

Законы в нашей стране часто принимают, так сказать, на волне эмоционального подъема, под впечатлением драматических, а порой и трагических событий. При этом зачастую эмоции берут верх над трезвым расчетом и составлением грамотных и взвешенных регламентов применения нового законодательства. Так произошло в свое время с решением запретить перевозить детские группы на туристических автобусах возрастом старше десяти лет. Первоначально запрет был введен постановлением правительства Дмитрия Медведева от 17 декабря 2013 года после нескольких страшных аварий с участием автобусов, перевозивших людей, во время которых погибли, в том числе, дети.

Однако введение «возрастного ценза» для автобусов с тех пор четыре раза откладывалось. В последний раз оно было отложено летом текущего года. Помимо того, все транспортные средства, перевозящие детей, должны быть оснащены тахографом, а также навигацией ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Ужесточаются требования и к водителям. И в некоторых таких мерах, разумеется, есть свой смысл.

Но если бы запрет на возрастные автобусы вступил в силу, как предполагалось, в июле, то он пришелся бы на пик детских автобусных перевозок, в том числе, в летние лагеря отдыха и обратно. Эти перевозки просто встали бы по всей стране. Странно, что это не пришло в голову ни тем, кто назначал срок вступления запрета в силу на лето, ни тем, кто вообще пытается положить формальный — возрастной — подход в основу регулирования автобусных перевозок. Сегодня в стране просто нет нужного количества новых автобусов. По данным Российского союза туриндустрии, на момент принятия постановления в декабре 2013 года доля туристических автобусов старше десяти лет была 70-75%, а сейчас составляет уже более 90%. По другим данным, в частности, агентства «Автостат», автобусов моложе десяти лет побольше — до трети. Возрастом от 10 до 14 лет — еще 18%. А машин старше 25 лет больше 22%. Такой разнобой в статистике косвенно, конечно, говорит о том, насколько решение было непросчитанным.

При этом почему именно возраст машины считается главным критерием безопасности, непонятно. Вообще-то контролировать надо не возраст, а техническое состояние автобусов. А «тупое» введение «возрастного ценза» просто приведет уже в новом году к резкому спаду, если не практической остановке детских поездок. Причем не только туристических, но и просто школьных, потому что, столкнувшись с очередными бюрократическими заморочками, учителя и родители просто сами не станут «заморачиваться».

Детские перевозки, как и детский коллективный организованный отдых уже сейчас зарегулированы всевозможными ведомствами настолько, что, соблюдая все правила, невозможно организовать толком почти ничего. Например, соблюдая все выдуманные бюрократией нынешние санитарные и прочие нормы, сегодня невозможно организовать палаточный поход подростков с рюкзаками. Даже непонятно, как же раньше в походы ходили. Поэтому число таких мероприятий в России сокращается уже не первый год.

Региональные туроператоры, занимающиеся детским отдыхом, готовы вообще уйти из этого сегмента, так как не в силах справиться с нарастающей лавиной проблем вокруг организации выездов детских групп. Скоро окажется, что детским туризмом проще, а в каких-то случаях даже дешевле, заниматься за пределами нашей страны. А потом спохватятся: куда ж все дети-то уехали, почему не путешествуют по родным местам?

Рекомендуем:

  • Фотоистории