16+
Пятница, 17 августа 2018
  • BRENT $ 71.47 / ₽ 4782
  • RTS1068.71
20 ноября 2017, 12:37 Политика

Россию и Грузию все-таки свяжут коридоры?

Лента новостей

Соглашение между Россией, Грузией и швейцарской компанией, выступающей независимым посредником, может быть подписано до конца ноября. Как при этом решится вопрос Абхазии и Южной Осетии?

Участок автомобильной дороги А161.
Участок автомобильной дороги А161. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Россия и Грузия могут решить вопрос транспортных коридоров через Абхазию и Южную Осетию до конца ноября. Об этом «Коммерсанту» сообщил спецпредставитель грузинского премьера Зураб Абашидзе после встречи с заместителем главы МИД РФ Григорием Карасиным.

В Тбилиси надеются, что Россия, Грузия и швейцарская компания SGS до конца месяца подпишут соответствующее соглашение. Швейцария должна стать независимым посредником, который будет контролировать транзит. Переговоры идут с 2011 года. Соглашение позволит развивать торговые отношения между Россией и Грузией, не затрагивая при этом проблему статуса бывших грузинских автономий.

В существующих политических и экономических реалиях соглашение о торговых коридорах может быть подписано в ближайшее время, считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов:

— Этот проект рассматривался еще при Саакашвили в бытность его президентом Грузии. Но тогда после встречи с господином Обамой проект был фактически торпедирован. Кроме того, так называемые торговые коридоры были очень серьезно осложнены после ситуации с Абхазией и Южной Осетией. Но, если будет подписано соглашение, особенно если третьей стороной будет Швейцария, это может серьезно улучшить перспективы реализации проекта. Это также позволило бы выйти на восстановление нормальных дипломатических отношений с учетом такого соглашения, особенно если оно будет подписано в конце ноября.

— Все-таки получается, основная проблема в том, что подписантам фактически придется признать независимость республик?

— Необязательно. Если бы было необходимо признать независимость, то сторонами, подписывающими соглашение, были бы в том числе Абхазия и Южная Осетия. Они подписываться не будут. Скорее всего, просто Грузия отодвинет вопрос суверенитета республик на второй план, а основным фактором будут именно вопросы, связанные с экономической составляющей. Фактически речь идет о том, что Грузия готова дистанцироваться от политических вопросов ради решения экономических задач. Я напоминаю, что, например, грузины облегчили визовый режим для граждан Российской Федерации, он безвизовый, несмотря на то, что фактически Российская Федерация признала и поддержала Абхазию и Южную Осетию. Скорее всего, Абхазия и Южная Осетия как самостоятельные политические субъекты даже не будут упоминаться в самом соглашении. Грузия сама готова идти навстречу. В пользу этого говорит и то, что в качестве посредника привлекается именно Швейцария, то есть уже идут контакты на дипломатическом уровне. Если бы Москва принципиально ставила это в качестве позиции, с которой она начинает переговорный процесс, то никаких бы переговоров не было.

Пока не ясно, где будут расположены таможенные пункты пропуска. Это тонкий вопрос, говорит грузинский политолог Гела Васадзе:

Гела Васадзе политолог «Сейчас идет очень серьезная торговля по поводу того, в какой форме это будет. Если в Москве признают, что там таможня, то, соответственно, опосредованно признается территориальная целостность. Если Тбилиси идет на то, что признает участие абхазской стороны и так называемой югоосетинской стороны, таким образом, опять-таки опосредованно соглашается с тем, что граница проходит не по реке Псоу, а по реке Ингури, то есть с теми реалиями, на которых настаивает Москва. Очень тонкая ситуация, но стороны пытаются договориться. Возможен ли тут компромисс? По крайней мере, общественное мнение в Грузии настроено однозначно против подобной дороги. Для Грузии особого экономического эффекта не будет. Эта железная дорога достаточно выгодна Турции, то есть, на самом деле, главными выгодополучателями в этом вопросе будут Россия и Турция. Абхазия и Южная Осетия являются для Грузии оккупированными территориями, поэтому, естественно, властная элита и Цхинвали, и Сухуми хотела бы с этого что-то иметь. Именно по этому вопросу сейчас идет торг, но в конечном итоге их голос тут явно не решающий. При всем при этом если раньше перспективу реализации этих торговых коридоров я бы оценивал в 30%, то сейчас, я думаю, процентов 70».

На данный момент единственный транспортный коридор между Россией и Грузией — пункт пропуска Верхний Ларс и Военно-Грузинская дорога. Зимой там часто возникают проблемы: нередко сходят лавины, образуются автомобильные пробки. Строительство транзитных коридоров через Абхазию и Южную Осетию — однозначное подспорье для торговли, и не только между Россией и Грузией, уверен председатель парламента Республики Южная Осетия Петр Гассиев:

— С нашей стороны никаких особых препятствий для этого нет. Главным стратегическим партнером у нас остается Россия. Если Россия считает, что это выгодно и необходимо для дальнейшего развития, то это будет рано или поздно осуществлено. Конечно, это единственная возможность сейчас по суше доставлять в Грузию, Армению, Азербайджан, Турцию, Иран.

— Южная Осетия и Абхазия с этого какую-то выгоду будут иметь?

— Думаю, как и полагается для всех транзитных проходов, что-то, наверное, будет. Грузия в данном случае не главный игрок. Я думаю, она, скорее, тоже будет выступать как транзитная составляющая, не более того. Игроки здесь гораздо более важные и могущественные: Россия, Турция, Азербайджан и Армения.

Товарооборот Грузии с Россией с января по июль этого года увеличился более чем на 30%, до 605 млн долларов. Об этом сообщал «Интерфакс» со ссылкой на данные Национальной службы статистики Грузии. При этом дипломатические отношения между двумя странами разорваны с 2008 года.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию