16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.77 / ₽ 8086
  • RTS1178.69
27 декабря 2017, 06:03 Политика

Получив отказ в регистрации, Навальный напрашивается на блокировку. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Оппозиционер после отказа ЦИК в регистрации призвал бойкотировать выборы. Но, как показывает история современной России, подобные идеи никогда не получали поддержки избирателей

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Инициативная группа в ходе своего заседания официально заявила о выдвижении Владимира Путина кандидатом в президенты на выборах в 2018 году. Ранее он заявил, что пойдет не от партии, а самовыдвиженцем. Инициативную группу возглавила руководитель центра одаренных детей «Сириус» Елена Шмелева. Ранее ЦИК разрешил открыть предвыборный счет Ксении Собчак, зарегистрировав ее кандидатом от партии «Гражданская инициатива». Теперь она может начать собирать подписи в свою поддержку для того, чтобы ее имя внесли в бюллетени для голосования.

А оппозиционер Алексей Навальный, которому, напротив, было отказано в регистрации из-за имеющейся у него судимости, призвал своих сторонников к бойкоту выборов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что эти призывы оппозиционера следует изучить на предмет соответствия законодательству. Может ли призыв к бойкоту со стороны Навального и его сторонников иметь какой-то резонанс? Комментирует Георгий Бовт.

Ксению Собчак некоторые называют своего рода антиподом Навального. В том смысле, что, идя на выборы под либеральными лозунгами и с критикой режима, она может оттянуть на себя часть его избирателей, в частности молодежь. Однако сам Навальный не хочет видеть в роли главного оппозиционера страны никого, кроме себя. Поэтому всякий, кто претендует на эту роль или часть его электората, получает ярлык «проекта Кремля». Даже несмотря на то, что Собчак повела себя по отношению к Навальному вполне примирительно и обещала снять свою кандидатуру в его пользу, если его зарегистрируют.

После отказа в регистрации она предложила ему возглавить свой предвыборный штаб, как это сделал Зюганов в КПРФ, которая неожиданно для многих выдвинула кандидатом беспартийного директора совхоза Павла Грудинина. Однако Навальный не привык сотрудничать с кем-то ради идей и предложение Собчак, видимо, счел издевательством. В ответ он предложил идею бойкота выборов и обещал, что все подконтрольные ему структуры в регионах будут работать именно на это.

Стоит заметить, что еще ни разу в истории современной России высказывавшаяся по разным поводам применительно к выборам самого разного уровня идея их бойкота не получила сколь-либо заметной поддержки избирателей, притом что ведь надо отличать сознательный бойкот, который подразумевает еще и наличие определенной политической платформы и хорошей организационной структуры, от того, чтобы просто остаться дома в день голосования из лени.

Если же обратиться к мировому опыту, то и он показывает, что, как правило, все попытки бойкота выборов с чисто практической точки зрения почти никогда не приносят успеха даже самой организованной оппозиции. Нигде ей таким образом не удалось ни продвинуть свою повестку, ни тем более своих кандидатов на выборные должности. И даже в плане получения каких-то уступок от власти это далеко не самый действенный метод.

В этом смысле воплощение тактики Навального в какие-либо дивиденды для будущей российской оппозиции совершенно бесперспективно. А тактика бойкота может завести его не только в идейный тупик, но и в тупик организационный. Потому что легче сплачивать людей в борьбе за что-то, нежели просто за то, чтобы они ни за что не голосовали. Из этой позы в конкретных российских политических условиях пока не просматривается красивого выхода.

А слова Пескова о том, чтобы обратить внимание на подобные призывы, могут оказаться не пустым звуком. Призывы к бойкоту могут быть расценены как проявление экстремизма. Учитывая расплывчатость соответствующих формулировок в законе. За чем, как минимум, последует блокировка соответствующих интернет-ресурсов, а то и судебный процесс против тех, кто призывает к бойкоту и тем более пытается его организовать. В России уже есть опыт блокировки интернет-ресурсов за призывы бойкотировать последние выборы в Думу. Тогда Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры во внесудебном порядке внес в соответствующий реестр несколько сайтов за «материалы агитационного характера с целью популяризировать среди населения России идею бойкота выборов» в Госдуму и за «деятельность по организации срыва выборов» как подрывающую основы конституционного строя.

Судя по опросам, накануне старта избирательной кампании о желании прийти на избирательные участки, по данным «Левада-центра», заявляли 58% россиян. После этого появились сразу несколько кандидатов, которые могут усилить внимание к кампании и повысить явку. Например, тот же Грудинин от КПРФ.

Самой высокой явка на президентских выборах в России была в 1991 году — 76,66%, самой низкой — в 2004-м (64,38%), в 2012 году она составила 65,34%. Вряд ли Навальному в сложившихся условиях и при нынешнем наборе кандидатов удастся своими призывами сделать явку ниже, скажем, тех же 64%. И в этом случае, даже будучи незарегистрированным кандидатом на этих выборах, он рискует с такой непримиримой тактикой их еще и проиграть.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию