16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.37 / ₽ 8234
  • RTS1178.69
30 января 2018, 11:07 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Коробков: «Трамп идет ва-банк, но позиции у него исключительно сильные»

Лента новостей

Несмотря на то, что в США опубликовали огромный поименный «кремлевский список», пока не несущий с собой никаких санкций, эксперт российского Совета по международным делам подчеркивает: в этом все равно есть смысл. Какой сигнал подают российской элите?

Дональд Трамп.
Дональд Трамп. Фото: Carlos Barria/Reuters

В США опубликовали «кремлевский список», в который вошли представители российского руководства и бизнесмены. При этом санкций пока не будет. Всего туда вошли более 200 человек. Все — госчиновники высшего ранга и главы госкомпаний, а также предприниматели с доходом свыше 1 млрд долларов.

Развитие событий комментирует профессор политологии Университета штата Теннесси, эксперт российского Совета по международным делам Андрей Коробков:

— Список фактически безразмерный, то есть действительно очень похоже на справочник. Просто все знакомые с президентом России. Он такой огромный, что, наверное, теряет смысл практически.

— Нет, он совсем не теряет смысл. Он как раз выполняет свою функцию — послать сигнал членам российской элиты, как деловой, так и политической, что никто не защищен, любой может оказаться под санкциями. И поэтому вести себя надо осторожнее, надо подумать о своем будущем, а будущее в настоящее время завязано на одно лицо — это Путин. То, что Трамп, с одной стороны, санкционировал создание этого списка, а, с другой стороны, не ввел какие-то новые жесткие санкции — собственно, подтверждает то, о чем я уже много раз вам говорил. Трамп сейчас добивается одновременно трех целей. Не объявив санкции, он показывает американской политической элите, кто в доме хозяин. Ну, он в очень сильном положении сейчас. Ему удалось провести законодательные инициативы, которые он хотел, в том числе налоговую реформу. Он очень близок к миграционной реформе. Экономика в прекрасном состоянии, и поэтому он посылает сигнал: захочу — введу санкции, не захочу — вы меня все равно не заставите. Это первое. Второе: вот поставив практически весь российский истеблишмент в подобные списки, он говорит: «Теперь вы в подвешенном состоянии. Если у вас есть собственность за границей, если у вас там живут дети, если у вас недвижимость — в любой момент мы можем пойти по вашему следу. Более того, мы можем это сделать не только, скажем, в США и не только в Европе, но практически в любой стране мира, которая от нас хоть как-то зависит». Как произошло и с Керимовым, но это было во Франции.

— Андрей Владимирович, но в списке же есть премьер Дмитрий Медведев, пресс-секретарь президента и даже глава МИД Сергей Лавров.

— Да, но видите, сейчас это как бы театр абсурда, потому что все равно Западу и США придется с ними иметь дело, но в какой-то момент они могут перестать быть премьерами и министрами, а в списке-то они останутся и поэтому это тоже такой сигнал: думайте о своем будущем. В принципе, посылается сигнал также: не завязывайтесь уже очень сильно на первое лицо, на Путина. Вот, если вы будете сотрудничать, может быть, вы из этого списка и выйдете. Тем не менее, санкции имеют третью роль. Когда они вводились Бараком Обамой, когда их всячески проталкивала Хиллари Клинтон как во время своего пребывания на посту госсекретаря, так и во время избирательной кампании — это были политические, идеологические санкции. Это было об Украине, это было о Сирии, это было о якобы вмешательстве России в выборы. Трамп — прагматик. Для него идеология, вот эти все сюжеты, очень мало чего значат, но поскольку он видит, что сопротивление его новой политике в отношении России колоссальное, последний пакет санкций был принят 98 сенаторами из 100, то есть практически единодушно и против воли Трампа, то он сейчас проводит санкционную политику, но исключительно в экономических целях. Он просто бьет по конкурентам американских компаний, а такие все-таки в российской экономике есть: это и нефтегазовый сектор, это и металлы, это военпром, это часть тяжелого машиностроения. И, конечно, все они могут функционировать только при адекватной финансовой поддержке. Бьют по этим основным болевым точкам: финансы, нефтегазовый, ресурсный сектор и военпром, тяжелая промышленность. Поэтому хоть Трамп, в принципе, совершенно не считает политически нужными санкции, он экономически будет эту политику все равно проводить. Причем он будет бить не только по российским компаниям, он будет бить также по европейским компаниям и другим конкурентам, потому что им будет говориться: во-первых, вы должны нас поддерживать и проводить такую же политику, хотите вы этого или нет. Во-вторых, американская система такова, что они могут пойти практически за любой компанией, которая хоть как-то присутствует на американском рынке юридически или физически, и заявить, что она нарушила санкционный режим. Поэтому это возможность бить не только по российским производителям, но и по основным конкурентам на Западе.

— По Европе, да. Что касается внутренней обстановки в США. Конгресс явно недоволен тем, что делает администрация Трампа сейчас, что фактически серьезных санкций принято не было. Конфликт может быть там внутриполитический из-за этого?

— Конфликт будет, но дело в том, что приближаются праймериз. Многим республиканцам нужна поддержка Трампа. Целый ряд известных республиканских конгрессменов испугались, когда он ясно дал понять, что будет вести кампанию против них, и заявили, что не будут баллотироваться на следующий срок. Поэтому пространство для маневра во время праймериз сужается. А демократам терять нечего, они все равно против Трампа. И точно так же Трамп знает: ненависть к нему такова, что чтобы он ни делал, как бы он ни сотрудничал с конгрессом, все равно все демократические политики и определенная часть республиканцев будут против него. Поэтому он идет ва-банк, но позиции у него исключительно сильные. Посмотрим, что он скажет, но, судя по всему, он настроен провести серьезную миграционную реформу, а таковой в США не было с 1986 года. Последнюю реформу, весьма либеральную, подписал в качестве закона Рональд Рейган. И он [Трамп] провел очень радикальную налоговую реформу, которая очень сильно ударит по многим слоям населения в либеральных штатах побережий. Это и Калифорния, Нью-Йорк, Новая Англия, то есть те штаты, где все равно бы он выборы не выиграл. А вот выборы на юге и среднем Западе, скорее всего, наоборот, приведут к усилению его позиций, потому что налоговая реформа приведет к притоку денег и компаниям, и представителям среднего класса в этих штатах. Прежде всего, потому что практически ликвидируются скидки на недвижимость, именно в береговых штатах недвижимость, во-первых, наиболее дорогая и, во-вторых, раньше были возможности списывать большие объемы налогов. И последнее — самое главное сейчас — это то, что экономика американская просто в великолепной форме. Многим экономистам даже становится не по себе, именно потому, что все так хорошо. Компании увеличивают зарплаты, вводят всевозможные бонусы, подскакивает вверх практически каждый день фондовый рынок. И, конечно, в этих условиях выступать против Трампа довольно сложно, как республиканцам, так и особенно демократам. В общем, ситуация интересная.

Опубликованный на данный момент список фамилий является фактически «оглавлением» доклада. Содержательная часть списка была засекречена — это допускается санкционным законом.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию