16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8229
  • RTS1178.69
6 февраля 2018, 03:47 Право

Лондон, гуд-бай. Кто из бизнесменов под преследованием готов вернуться в Россию?

Лента новостей

Инициатива с возвращением предпринимателей, вынужденно живущих в Великобритании, принадлежит бизнес-омбудсмену Борису Титову. По его словам, их обращение он передал президенту Владимиру Путину

Виды Лондона.
Виды Лондона. Фото: Zuma/ТАСС

«Это глупость»: глава РСПП Александр Шохин отреагировал на инициативу Бориса Титова вернуть в Россию бизнесменов из Лондона. «Я всегда говорил, что меня больше беспокоят не те, кто в Лондоне, а кто в СИЗО или в местах лишения свободы», — заявил РИА Новости Шохин.

Ранее бизнес-омбудсмен сообщил, что передал президенту обращение предпринимателей, вынужденно живущих в Великобритании. На них в России заведены уголовные дела. Бизнесмены считают преследование необоснованным. Но они готовы вернуться в Россию и даже возместить причиненный ущерб при условии процессуальных гарантий.

Борис Титов встретился с ними 3 февраля. На встречу пришли около 30 человек, в том числе экс-владелец банка «Траст» Илья Юров, бывший вице-президент «Роснефти» Анатолий Локтионов, сооснователь «Евросети» Евгений Чичваркин, а также бывший топ-менеджер «Альфа-групп» Владимир Ашурков.

Правда, не все собравшиеся готовы вернуться в Россию, а для некоторых участников такой проблемы и не существует. Вот что Business FM рассказал побывавший на встрече сооснователь компании MrDoors Максим Валецкий:

Максим Валецкий сооснователь компании MrDoors «Вот я с вами говорю в данный момент из Москвы, у меня нет никакого уголовного преследования, и никогда не было. То есть на этой встрече были далеко не только те люди, у которых оно есть и которые в Россию невъездные. Я был и участником, я с большим уважением отношусь к деятельности Бориса как омбудсмена, и, в частности, помогал ему организовать эту встречу, пользуясь знанием лондонской бизнес-тусовки. Но я сам свободно путешествую между двумя городами. Более того, последние два года провел в основном в Москве. Есть люди, которым больше всего было интересно возвращение. Это действительно люди, попавшие туда, поскольку они защищались от уголовного преследования, и застрявшие в Лондоне, у которых нет, в общем-то, никакой идеологической базы под их нахождением в Лондоне и у которых там нет бизнес-интересов. И действительно, эти люди хотели бы вернуться. Я не могу называть фамилий, но таких достаточно много. Смотрите, что происходит. На гражданина, экс-предпринимателя завели уголовное дело. Гражданин этот, понимая, что лучше, чем в СИЗО, пребывать в Лондоне, он отбывает туда. Вот с этого момента дело приостановилось за его розыском, и все. Он не может ни вернуться, ни оправдаться, дело подвешено навсегда. И в данном случае не идет срок давности, и это дело может висеть столетиями теоретически. И это реальная проблема, которую нужно решать на нескольких уровнях власти и законодательных органов, потому что уже сами силовики эти дела давно забросили. Иногда даже бывает, что следователя самого посадили, который это дело начал, по какой-то другой причине и так далее, а люди не могут вернуться назад».

Бизнесмен Алексей Шматко рассказал Business FM, что был одним из организаторов этой встречи:

— Скажу по секрету, я один из организаторов этой встречи. Нормальная встреча была, вполне деловая, без малейшей политики. Обсуждались вопросы делового сообщества. То есть, чтобы вы понимали, еще раз: такого предложения, как возвращаться, не было, обсуждался только вопрос закрытия незаконно возбужденных уголовных дел людям, которые незаконно преследуются коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов России. А дальше уже люди, которым эти дела будут закрываться, если они хотят приехать, они приедут, если они не хотят приехать, они не приедут. Мои личные, персональные желания заключаются в чем? С одной стороны, я очень хочу приехать в Россию, там похоронена моя мама, и после того, как я уехал из России, бежал, я не смог приехать на ее похороны, она умерла. А с другой стороны, у меня сейчас здесь наладилась жизнь, у меня родился ребенок — вторая дочка. Она даже не имеет российского гражданства, мы не подавали. И поэтому, с одной стороны, я очень хочу приехать в Россию, а с другой стороны, моя жизнь уже здесь, я занимаюсь здесь своим делом, здесь у меня родилась вторая дочь, и мне сложно взять и поехать в Россию просто так. Я как любой человек, которого незаконно преследовали, хочу справедливости и свободы от незаконного преследования.

— Как думаете, насколько вероятно то, что это действительно осуществится, особенно учитывая сегодняшнее заявление Пескова, что амнистия уехавших бизнесменов может обсуждаться только с правоохранителями. Насколько реально, на ваш взгляд, что это получится?

— Есть хорошая басня про лягушку, попавшую в крынку с молоком. Вот мы все делаем, болтаем своими лапками, условно, не языком, а лапками, чтобы молоко взбить в сметану и выбраться из этой крынки. Поверьте, у меня лично, я могу говорить только за себя, никаких иллюзий по поводу Титова, правоохранительных органов России, судов нет. Мы очень трезвые и здравые люди, мы понимаем, что это очень трудная, большая, долгая и упорная работа.

На список Титова отреагировали и в Кремле. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что пока в администрации не видели письма. Но, когда оно появится, его передадут из Кремля соответствующим органам, которые имели или имеют вопросы к этим гражданам.

Гарантия неприкосновенности предпринимателей, которые желают вернуться в Россию, это не прерогатива президента, лучшей гарантией является отечественное законодательство, добавил Песков. О перспективах возвращения бизнесменов рассуждает бывший юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов:

Дмитрий Гололобов бывший юрист ЮКОСа «Я думаю, что многие люди, во-первых, не просто хотят вернуться Россию, а хотят разрешить свои проблемы. Для них проблемы уголовно-правовые создают проблемы в том числе и в Англии, в том числе имущественного характера, поэтому для них это важно. Это решить проблему, не просто вернуться в Россию. Во-вторых, многие люди считают, что они не очень хорошо прижились в Англии и, наверное, могли бы быть более успешными, вернувшись в Россию, где у них все знакомое: знакомые условия ведения бизнеса и все вообще знакомо. И, в-третьих, наконец, мне кажется, что в общем современном мире очень трудно жить, в том числе и в Европе, имея уголовно-правовые претензии, поскольку англичане не очень сильно на самом деле различают, политический ты беженец, не политический — проблемы у тебя с Путиным. Все это наличие уголовно-правовых претензий, нахождение в списках Интерпола и так далее создает очень большие проблемы для жизни, поэтому люди и хотят разрешить этот вопрос. Это или не состоится вообще, то есть это как-то будет утоплено в каких-то бюрократически-уголовных подробностях, либо это состоится для двух-трех человек в какой-то форме очень частных решений».

После встречи с Борисом Титовым в своем Facebook отреагировал житель Лондона Евгений Чичваркин. «Никто не просился. Никто и на Родину не звал. На встрече вечером тоже. Заранее просил не включать меня ни в какие списки. Я вернусь на Родину в гробу…», — написал сооснователь «Евросети».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию