16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.18 / ₽ 8146
  • RTS1173.68
15 февраля 2018, 11:05 Политика
Актуальная тема: Украинский кризис

«Мюнхен» придет на смену «Минску»? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Путин и Порошенко обсудили повестку встречи глав МИД государств «нормандской четверки» — она пройдет 16 февраля в Мюнхене. Может ли это быть сигналом к тому, что процесс урегулирования украинского кризиса сдвинется с мертвой точки?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент России Владимир Путин провел телефонный разговор с украинским коллегой Петром Порошенко. Они обсудили повестку встречи министров иностранных дел стран «нормандской четверки», которая запланирована на 16 февраля в Мюнхене. Является ли это сигналом к тому, что процесс урегулирования на юго-востоке Украины может сдвинуться с мертвой точки? Ситуацию комментирует Георгий Бовт.

О разговоре Путина и Порошенко первой сообщила украинская сторона. Лишь затем пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подтвердил: президенты действительно говорили, Порошенко выразил соболезнования в связи с авиакатастрофой в Подмосковье и готовность содействовать расследованию причин катастрофы по линии завода — изготовителя самолета Ан-148. Однако главная тема разговора, судя по всему, была иная. Она связана с ежегодной Мюнхенской конференцией по безопасности, которая пройдет с 16 по 18 февраля.

Советник президента Порошенко, бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, привезет в Мюнхен доклад-предложение о введении в Донбасс миротворцев ООН численностью до 20 тысяч человек, плюс около 4 тысяч так называемых полицейских сил. План обсудят с представителями России, Украины, гарантами «нормандского формата» Францией и ФРГ, а также со спецпредставителем Трампа по Украине Куртом Волкером, который тоже будет в Мюнхене.

О плане Расмуссена сообщалось пока немногое. Известно, в частности, что в контингент не войдут военные из стран НАТО. Упоминались Швеция, а также Бразилия и, возможно, Белоруссия как страна, которой Москва доверяет в большей мере. Очевидно, что план Расмуссена подразумевает расположение контингента ООН на всей территории ДНР и ЛНР, а не только по линии разграничения их с войсками Украины, как то изначально предлагала Москва.

В то же время с осени прошлого года, когда Владимир Путин впервые заговорил о контингенте ООН, российская позиция несколько смягчилась. Москва дала понять, что присутствие такого контингента возможно и в других районах юго-востока, если он будет там выполнять свою главную задачу — охрану наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которых сейчас на Украине примерно 700 человек.

Главный вопрос состоит в том, кто будет контролировать российско-украинскую границу на юго-востоке. Эти и другие подробности нового плана предстоит согласовать в Мюнхене.

Предполагается, что контингент ООН послужит гарантом проведения на юго-востоке местных выборов, как то изначально предусматривалось теми же Минскими соглашениями. Эти выборы должны пройти в течение года. Вопрос в том, на каких условиях. Хотя формально — по украинским законам. Но вот только с участием нынешних лидеров ДНР и ЛНР или нет?

В случае принятия «плана Расмуссена» о минских соглашениях, выполнение которых в последние месяцы фактически застопорилось, придется забыть. Начиная с того, что там никакого контингента ООН предусмотрено не было. Российской стороне также придется побороться за то, чтобы в новом плане урегулирования получили отражение принципиальные для нее вопросы, а именно — судьба лидеров ДНР и ЛНР, а также всех участников боевых действий со стороны ополченцев.

В идеале нужны определенные гарантии автономии региона, по направлению к чему, как и к амнистии участников конфликта, Киев не продвинулся пока ни на шаг. Важно будет уже на уровне Совбеза ООН предельно подробно прописать мандат миротворческих сил. Тут предстоит упорный торг.

Изначально российская позиция заключалась в том, что это не должно стать оккупацией региона, под прикрытием которого Киев расправится со своими противниками и наведет там свой жестокий порядок. В то же время можно предположить, что Москва не будет так уж цепляться за минский процесс, зашедший в тупик, если новый вариант урегулирования позволит сдвинуться с мертвой точки.

Это, в свою очередь, не только снимет на ближайшее время вопрос о введении против России новых санкций, прежде всего со стороны США (чего от Трампа сейчас настойчиво требуют в конгрессе — там не удовлетворены составлением формального «кремлевского доклада»), но и сделает вероятным хотя бы частичное ослабление их со стороны Евросоюза. Так что ставки на переговоры в кулуарах Мюнхенской конференции довольно высоки.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию