16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
6 марта 2018, 19:58 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

Атака или техническая неисправность. Что произошло с Ан-26?

Лента новостей

Военный журналист считает, что до конца не стоит исключать версию атаки на Ан-26. При этом в Минобороны придерживаются мнения, что крушение произошло из-за технической неисправности

Ан-26.
Ан-26. Фото: Igor Dvurekov

Обновлено в 20:19

Следственный комитет России возбудил уголовное дело в связи с крушением военно-транспортного самолета Ан-26 в Сирии. Дело возбуждено по статье о нарушении правил полетов или подготовки к ним.

В результате катастрофы на российской авиабазе Хмеймим погибли 39 человек. По предварительным данным, самолет столкнулся с землей в 500 метрах от аэропорта. Причиной авиакатастрофы могла стать техническая неисправность, заявили в Минобороны РФ. «По докладу с места, огневого воздействия по самолету не было», — уточнили в военном ведомстве.

Военный журналист Роман Сапоньков говорит, что до конца исключать версию атаки не стоит:

Роман Сапоньков военный журналист «Буквально не далее чем в новогоднюю ночь и после новогодней ночи, 3 января, авиабазу обстреливали, пока из неустановленных средств, либо минометный обстрел. По официальной версии Минобороны, либо дронами, несущими взрывчатку, эта версия имеет место, поэтому я бы не исключал на 100% обстрел с земли. Опять же надо знать, где конкретно он упал, на каком удалении от полосы. 500 метров — в принципе, высота должна быть при этом довольно маленькая, особенно если это был заход на посадку, насколько я понимаю, он упал с южного торца ВПП, по предварительным данным. Но если он заходил низко над землей, и его обстреляли, и встал двигатель, и тем более если там два двигателя по какой-то причине, если там попадание было, то он упадет сразу же. Тем более, насколько я могу видеть своими глазами во время командировок в Сирию, то самолеты заходят на посадку достаточно низко над землей, проходя низко над землей, над строениями, которые прилегают к взлетно-посадочной полосе. На мой взгляд, советская техника, в принципе, надежна, тут вопрос, как ее эксплуатировали, а не в возрасте, поэтому, если срок, ресурсы были продлены и ресурс у него оставался большой, то есть он был вполне надежен. На мой взгляд лично, чаще всего авиакатастрофы происходят по человеческому фактору, а не из-за повреждений или отказов техники. Поэтому тут, мне кажется, больше надо рассматривать, в каких условиях самолет садился, насколько уставший или, наоборот, отдохнувший был экипаж, и все, что предшествовало катастрофе, насколько нервный был перелет или это был транзит внутри Сирии, поэтому я бы на это, честно говоря, обращал внимание. Сейчас так, по памяти, но, я думаю, в районе 40 лет у них будет средний возраст самолетов, может, даже больше 40 лет. Я сейчас так по памяти не могу сказать, когда был выпущен последний Ан-26 для Министерства обороны. Но надо отметить, что Министерство обороны обычно за счет того, что им от Советского Союза достался большой парк военно-транспортной авиации, то в среднем налет у них достаточно маленький по сравнению с гражданскими бортами, поэтому, в принципе, там все борта, начиная от Ан-26 и заканчивая Ил-76 и Ан-124, это борта с маленьким налетом и с большим остатком ресурса. Вы знаете, все равно у них, во-первых, в Минобороны практикуется съем запчастей с самолетов-доноров, которые по какой-то причине были выставлены на хранение на площадку. И плюс я не слышал, чтобы были проблемы даже с украинскими комплектующими, поэтому я не думаю, что запчасти могут явиться какой-то проблемой большой».

Ан-26 производился с 1969 по 1986 годы на авиационных заводах в Киеве и Улан-Удэ. Всего было построено около 1400 самолетов, из них порядка 450 до сих пор находятся в эксплуатации.

По словам заместителя главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженного военного летчика России Владимира Попова, скорее всего, причиной катастрофы все-таки стал отказ техники:

Владимир Попов заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России «Здесь, не долетая до полосы, больше, скорее всего, вина все-таки техническая будет, связанная или с отказом системы управления, гидравлической системой, так и органов управления непосредственно тросовой проводкой, с рулями направления, закрылками или же двигателем с силовой установкой, когда он тягу теряет. В общем-то, это другие причины там могут быть, разные, и по топливу можно сказать, и опять по регулировке систем управления. Но при перекладке, если падает тяга, это турбовинтовой самолет, поэтому винты должны сразу же поставиться, в принципе, и почти автоматически перейти на режим флюгирования. То есть по потоку встать, чтобы меньше создать сопротивления этими двигателями. Но задержка происходит в долю секунды за счет того, что обороты маленькие были на посадочном уже, и тяги двигателя не нужно было большие создавать, а близость земли и вялость управления самим самолетом в процессе пилотирования на данном этапе очень сказываются. Если отказывает двигатель, перестановка на флюгирование задерживается немножко, сопротивление увеличивается в разы, земля — вот она. Это высота 30-40 метров буквально, если наклоняешься на правое крыло, отказал, допустим, правый двигатель и еще не произошло полное флюгирование винтов, то этот тянущий момент вправо значительней становится. Касание стойкой шасси поверхности земли или консолью крыла создает грубейший удар силовой, что, в общем-то, парировать летчикам органами управления и рулем, и педалями не представляется возможным, их просто не хватает по аэродинамике, по силам, которые на них действуют».

Business FM также удалось пообщаться с журналистом, который утверждает, что сам летал на разбившемся Ан-26. Какие инструкции получают его пилоты?

Кирилл журналист «При заходе на посадку они, конечно, снижаются резко, как и все транспортные самолеты в Хмеймиме. И там дело даже не в рельефе, там он горный. Дело даже не столько в нем, сколько в том, что у них просто есть указание, чтобы практически пикировать, просто чтобы с земли их нельзя было достать, потому что они медленные и как цели они хороши. Поэтому они при заходе на посадку довольно быстро снижаются, резко теряют высоту, и, может быть, самолет просто не выдержал нагрузок, потому что самолет этот полгода назад приехал на базу. И для перелетов внутри Сирии он использовался, в Алеппо куда-нибудь летать, в Дамаск, на небольшие расстояния. При заходе на посадку они очень резко начинали пикировать. А самолет, видавший виды, такой чуть ли не с афганской войны, по нему видно было, что он как следует потрепанный жизнью, видимо, не выдержал больших нагрузок, потому что каждый день вылеты, бывает по несколько штук. Даже я летал, там за один день четыре перелета было. И, видимо, такой каждодневной эксплуатации старая техника не выдержала. Если по ориентирам говорить, там жилой сектор. Там есть ориентир — элеватор, три башни большие. При заходе на посадку очень хорошо видно, но, повторюсь, они не как обычные самолеты потихонечку снижаются, они снижаются резко, и потому буквально за метров двести до земли уже пытаются выровнять траекторию и плавно сесть. Возможно, он как раз не смог преодолеть этот процесс выравнивания. То есть быстро стал заходить на посадку и не выровнялся, на горизонтальную скорость не вышел. Также вряд ли пилоты успевают как следует самолет проверить».

Летчик-инструктор, майор ВВС Андрей Красноперов считает, что при таких условиях посадки роковую роль мог сыграть ветер:

Андрей Красноперов летчик-инструктор, майор ВВС «Самолеты готовы летать, просто другой вопрос — тут надо смотреть за скоростью именно на снижении, и учитывая, что самолет садится, большой перелет сделал, допустим, то он взлетал, заправка топлива у него была максимальная (там в крылья топливо заливают), то при посадке топливо израсходовалось, и остается там фактически топливо, как правило, садятся с безопасным запасом топлива. Есть аварийный запас топлива — минимальный. Фактически самолет становится легким, и поэтому усадить легкий самолет гораздо тяжелее, чем тяжелый. То есть если бы он был с полной заправкой топлива, он бы как бы к земле шел, а тут, учитывая его всю эту механизацию крыла и учитывая то, что он легкий, топлива нет, и вот, когда он садится с крутой глиссадой и происходит боковой сильный ветер, самолет идет фактически со скольжением, с углом сноса он садится, ну если еще скольжение, еще педальку дать, тебя с полосы сносит, и ты пытаешься довернуть на полосу. А сказали, что ветер там порядка 17 метров был в этот день, вот и получается. Эти самолеты не очень устойчивы по крену. Были случаи, когда летчики пытались довернуть на полосу в самый последний момент, то есть и дача педалей давала обратный эффект, что самолет просто делал вращение в воздухе и кабиной вниз падал на землю. Такой случай был, тут ничего не сделаешь. Тут вроде все нормально. Но вот эти, если потерял лишних километров 20, это существенно сказывается именно на этом деле».

Президент РФ Владимир Путин выразил соболезнования родным погибших при крушении военно-транспортного самолета Ан-26 в Сирии. Об этом сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию