16+
Вторник, 23 октября 2018
  • BRENT $ 78.10 / ₽ 5110
  • RTS1112.30
26 марта 2018, 08:00 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня обсудим итоги февраля и в целом посмотрим, что происходило с грузоперевозками по железной дороге в первые два месяца года. Напомним, по итогам января рост был 3,5%. В феврале динамика улучшилась, грузоперевозки выросли почти на 4%. Итого, средний результат за 2 месяца 3,7%, рост грузооборота близок к 5%, в общем, старт взят неплохой. Лидер у нас в этом месяце зерно. Об этом грузе отдельно поговорим чуть позже. А пока о тех, кто тоже показали хорошую динамику. Черные металлы и строительные грузы. Обе номенклатуры прибавили за январь-февраль примерно по 10%. Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, рассказывая о транспортировке металлов, указывает и на взаимосвязь с перевозкой грузов для стройки.

Владимир Савчук заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий «Что примечательно, перевозки примерно одинаково увеличились и на внутреннем рынке, и на экспорт. Отчасти это связано — рост внутренних перевозок — с активизацией строительного комплекса. Это также частично подтверждает еще одна номенклатура грузов — строительные грузы. Они также порадовали железнодорожников, увеличившись почти на 10% за 2 месяца. У нас несколько сократились перевозки угля в январе 2018 года, примерно на 1%. А в январе-феврале на 1% выросли. Соответственно снижение темпов отгрузки угля позволило перераспределить парк грузовых вагонов на перевозку строительных грузов, что и способствовало дополнительному, почти 10-процентному росту отгрузки».

Еще несколько важных слов о вышеупомянутых грузах. Металлы хорошо выросли и в январе. Этому в том числе способствовали цены на мировых рынках. В связи с чем прилично увеличились экспортные объемы. Строительные грузы в прошлом году по большей части падали. Но в конце года закрепился положительный тренд, а сейчас начался, можно сказать, бурный рост. Строительный комплекс — один из важных индикаторов состояния экономики, так что эти показатели особенно радуют. Что касается угля, то из-за особо суровой в этом году погоды в Кузбассе, в начале года погрузка упала, хотя в прошлом году уголь был одним из лидеров. Железнодорожники обещали наверстать, и мы видим, по итогам двух месяцев нивелировали отставание и показали рост погрузки твёрдого топлива. Далее — коротко об аутсайдерах. Их, кстати, не так много, выделим нефть и нефтепродукты. Если в прошлом году они, хоть и в пределах статистической погрешности, но росли, то за январь-февраль падение превысило 2,5%.

«Это вызвано, прежде всего, развитием трубопроводного транспорта. Мы уже потеряли определённое количество тонн от введения новых проектов. В настоящее время обсуждается в правительстве разработка некоего транспортного экономического баланса по распределению нефтепродуктов между видами транспорта. То есть, какими видами транспорта наиболее эффективно их перевозить, с тем чтобы спланировать, что ожидает, в том числе, и железнодорожный транспорт в сфере перевозки нефтепродуктов, к чему необходимо готовиться».

Ну а теперь к абсолютному лидеру и нашему главному герою — зерну. Погрузка за первые 2 месяца выросла на 41,5%. Сложилось сразу несколько обстоятельств. С одной стороны из-за небывалого урожая в России цены на наше зерно снизились и стали особо привлекательными для иностранных покупателей. С другой, жизнь аграриям США и Канады (наши главные конкуренты на этом рынке) подпортила засуха. О других факторах — наш эксперт.

«Усилия правительства по субсидированию железнодорожных тарифов привело к тому, что у нас по сравнению с предыдущим периодом 17 года за 2 месяца рост более 40% зерна. А если смотреть по направлениям, то примерно 7% — внутренние перевозки и более 50% — это перевозки зерна на экспорт. В этом отношении есть еще железнодорожникам куда двигаться. Такой стремительный объём перевозок зерна, его рост, ставит определенные задачи перед железнодорожниками и другими участниками перевозок. Если бы у нас не было ограничений в портах и на элеваторах, то объем перевозок был бы еще больше. Также есть дополнительные задачи — это, прежде всего, увеличение эффективности использования грузовых вагонов, сокращение простоев под оформление документов фитосанитарного контроля, остальных документов, связанных с перевозкой зерна».

Впечатляет не только общий рост погрузки. По экспортным направлениям в январе-феврале отправилось почти 3 миллиона тонн зерна. Это на 65 с небольшим процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. На этом стоит заострить внимание. Итак, сейчас вывозится урожай 2017-го. Он поставил абсолютный рекорд за всю историю нашей страны, включая Советский Союз, — около 130 миллионов тонн. Но в позапрошлом году тоже был рекорд, и объемы тоже были огромные: около 120 миллионов. Но погрузка не росла такими мощными темпами. Из чего можно понять, что РЖД сделали очень много для того, чтобы урожай не превратился в беду, в частности, речь идет о развитии подходов к российским экспортным портам.

Кроме того, играют свою роль и скидки, которые железнодорожники предоставили аграриям удаленных от портов регионов на вывоз их продукции на экспорт. В прошлом году Россия продала за рубеж 45 миллионов тонн зерна, в этом ожидается 50. Теперь настало время подвести общие итоги первых двух месяцев.

«Тренд по росту объемов перевозок по сравнению с предыдущими периодами продолжается, этот темп ежемесячно поддерживается на уровне плюс 3-4%. Я думаю, что в дальнейшем примерно в таких же пропорциях он будет дальше, до лета, по крайней мере, очевидно, будет поддерживаться. Ещё можно отметить из положительных тенденций рост перевозки контейнеров по железной дороге. За два месяца рост составил плюс 13%, во внутреннем сообщении прирост 6%, в экспортном 17%, в импортном сообщении плюс 20%, в транзитном плюс 40%. Это говорит о том, что железнодорожный транспорт укрепляет свои позиции в сфере перевозки контейнеров. Это связано, прежде всего, с тем, что часть грузов переходит с грузовых вагонов в перевозку в контейнерах, не уходит на автомобильный транспорт, а сохраняется на железнодорожном транспорте.

Говоря о перспективах, нельзя не упомянуть послание президента Федеральному собранию. Владимир Путин затронул 2 интересующие нас темы. Он заявил, что аграриев надо и дальше поддерживать льготами на перевозку зерна по железной дороге. Вторая тема куда масштабнее: пропускная способность БАМа и Транссиба в экспортном направлении за предстоящие 6 лет вырастет в полтора раза Безусловно, российская экономика от этого очень выиграет. Ну а мы, все-таки не будем заглядывать так далеко. В апреле узнаем о мартовских грузоперевозках. Заглянем в зеркало экономики через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию