16+
Воскресенье, 19 августа 2018
  • BRENT $ 71.86 / ₽ 4817
  • RTS1052.74
25 марта 2018, 14:21 Стиль жизниКультура

Заславский: «Кто-то пытается навязать труппе МХТ свою позицию»

Лента новостей

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский подтвердил Business FM, что артисты в ходе субботнего собрания составляли письмо президенту с просьбой назначить худруком не человека извне, такого как Сергей Женовач, а актера театра

Григорий Заславский.
Григорий Заславский. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Сергей Женовач — новый художественный руководитель МХТ, но не вся труппа с этим согласна. 24 марта в стенах театра прошел экстренный сбор труппы, на котором были предложены и другие кандидатуры на должность худрука.

Закрытое собрание труппы длилось два часа. Обсуждение, как говорят, было жарким. По версии «Московского комсомольца», артисты собрались в том числе и для того, чтобы подписать коллективное письмо на имя президента. Главная просьба — не назначать на должность худрука Сергея Женовача, а утвердить человека из «недр» театра, а именно Константина Хабенского.

Сам артист, кажется, был не против. Правда, единогласной поддержки эта идея не нашла. К примеру, актер Дмитрий Дюжев поддержал кандидатуру Женовача, отметив, что будет рад работать с прекрасным режиссером.

В итоге письмо подписано не было. Ректор ГИТИСа Григорий Заславский считает, что группа людей в МХТ пыталась навязать свою позицию всей труппе. Об этом он сказал в интервью Business FM.

Григорий Заславский: Когда пресс-секретарь Художественного театра накануне анонсирует такое событие, как экстренный сбор труппы, на котором будет продекларирована или объявлена солидаризированная или какая-то еще позиция театра, этот человек явно не понимает, что такое театр. Ни в одном театре, особенно в театре с традициями, никакой позиции быть не может. Это означает только одно: кто-то пытается навязать труппе свою позицию. Поэтому не нужно на этом собрании быть, чтобы по некоторым косвенным знакам понять, что в театре есть небольшая группа людей, которая боится и всеми силами пытается удержать власть, причем, вероятно, не самыми благовидными способами, что мы, как я понимаю, вчера и получили. И когда один уважаемый мною человек говорит, что нас всех трясет, что монтировщики не могут спокойно работать и что-то подобное, это вызывает улыбку: от того, кто будет новым художественным руководителем, этот или другой из всем известного списка уважаемых людей, жизнь монтировщиков точно не изменится, потому что все те имена, которые мы читали, это все уважаемые люди. Выбран был Сергей Женовач при поддержке большого количества людей, в том числе тех претендентов, имена которых назывались: Владимир Машков, Игорь Золотовицкий, замечательный режиссер и художественный руководитель театра Пушкина Евгений Писарев и, конечно же, Валерий Фокин, которого я называл первым номером среди претендентов, которые могли бы справиться с ситуацией в Художественном театре.
После встречи вы в неформальной обстановке общались. Было ли действительно это письмо, была ли эта ситуация с Хабенским?
Григорий Заславский: Ночью люди работали, составляли письмо. До двух часов ночи, насколько я знаю. Вообще, в театре ничего нельзя скрыть, это очень важный момент.
Действительно ли есть раскол в труппе?
Григорий Заславский: В театре расколы начинаются и заканчиваются довольно быстро. Когда появляется работа, все расколы уходят в прошлое.

Назначение Женовача худруком МХТ в театральном мире воспринимают в том числе и как потерю для «Студии театрального искусства», которую сам Женовач и создавал. У СТИ был свой образ — камерный театр без громких амбиций, но с выдающимися постановками. И режиссер в нем был органичен: скромный, непубличный, почти недоступный для прессы — и это читается в его интервью, которое он в свое время давал обозревателю Business FM Евгении Смурыгиной:

«Существование частного театра — это один образ существования. Государственный театр существует немножко по-другому. Существует много законов, которые очень трудно выполнять с точки зрения творческой жизни, о чем сейчас все говорят, и мы надеемся, что скоро это уйдет: это тендеры злополучные и так далее. Потому что мы часто сталкиваемся с тем, что и наличные деньги нужны, чтобы, допустим, купить костюмы — они же всегда шьются, иногда берутся старые вещи, реквизит и прочее, и, чтобы все это оформить, нужно потратить полгода, а то и год. Есть проблемы, но я надеюсь, что в скором времени [они решатся], об этом президент заговорил. Заговорили — значит, уже, наверное, что-то произойдет. Дело в том, что у нас театр камерный, он небольшой — по помещению и по труппе. Не могут 30 артистов выпускать четыре спектакля в сезон, это просто невозможно, когда есть одна сцена и один репетиционный зал. Когда труппа 100 человек, 70 человек — тогда я понимаю. У нас другие возможности. Мы, допустим, в месяц играем 22-23 спектакля. Допустим, Сергей Григорьевич [Качанов] играет в «Заповеднике» главную роль. Он играет каждый вечер, каждый спектакль. Представляете, какая это нагрузка для человека, которому за шестьдесят. То же самое и молодые ребята. Им же хочется и в кино сняться, и какие-то еще работы сделать. И семьи у всех, и дети. Поэтому это нормальная нагрузка — один-два спектакля в сезон для труппы в 30 человек, это нормальная история».

Сам Женовач в субботу заявил, что предложение возглавить МХТ было принято им самостоятельно и никто не оказывал на него давление при назначении на этот пост.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию