Четверг, 25 апреля 2024
4 апреля 2018, 22:49 ТехнологииНаука

Астрофизики нашли десятки тысяч черных дыр в центре Млечного пути

Наблюдения за движением этих объектов помогут проверить теорию относительности Эйнштейна

Астрофизики выяснили, что сверхмассивная черная дыра в центре нашей Галактики окружена вереницей из десятков тысяч обычных черных дыр, наблюдения за движением которых помогут проверить теорию относительности Эйнштейна. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

«Во всей остальной галактике нам удалось открыть всего пять сотен черных дыр. При этом, теория говорит о том, что в небольшом регионе в центре Млечного Пути, чья длина, ширина и высота составляют всего шесть световых лет, присутствует как минимум 10 тысяч таких объектов. Только сейчас у нас появились первые свидетельства в пользу этой идеи», — заявил Чак Хэйли из Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В центре Млечного Пути, и предположительно всех остальных галактик Вселенной, обитает необычно крупная черная дыра Sgr A*. Она примерно в 4 млн раз тяжелее Солнца и расположена на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли.

Эту черную дыру окружает несколько десятков звезд и несколько крупных облаков газа, вращающихся вокруг нее с огромной скоростью. Когда они подходят к дыре слишком близко, приливные силы, вырабатываемые притяжением, разрывают звезды на части, порождая мощные вспышки света. В случае с черными дырами этого не происходит. Они не распадаются на части, сближаясь с гигантской Sgr A*, а через некоторое время сливаются с ней, не вызывая никаких вспышек, кроме всплеска невидимых для нас гравитационных волн. Именно поэтому ученые не могли подсчитать количество черных дыр в центре Млечного Пути.

Американские астрофизики смогли получить первые свидетельства того, что они существуют, и подсчитать общее число этих черных дыр, приняв во внимание то, что часть из них будет вращаться вокруг центра Галактики не в одиночестве, а в компании обычной звезды, пульсара или другого видимого объекта.

«Как правило, при образовании такой пары черная дыра начинает «воровать» материю у менее плотной и более габаритной звезды. Если газа и пыли слишком много, то сингулярность не успевает полностью проглотить их, в результате чего в окрестностях дыры возникает своеобразный «бублик» из раскаленного газа и пыли, внутри которого периодически возникают вспышки рентгеновского излучения», — объясняют ученые.

Эти пучки света обладают относительно низкой яркостью по сравнению с другими звездными катаклизмами, но они достаточны часты и имеют необычный спектр. Это позволяет достаточно легко отличать их от прочих объектов в центре Млечного Пути. Хэйли и его коллеги, руководствуясь этой идеей, проанализировали снимки окрестностей Sgr A*, полученные орбитальным телескопом за последние 10 лет, и смогли найти на них подобные пары черных дыр и обычных светил.