16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.83 / ₽ 8358
  • RTS1160.60
5 апреля 2018, 11:17 Политика

Обвинители Москвы не ищут правды. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Лондон, отступив было назад по «делу Скрипалей», снова идет в контратаку. В Организации по запрещению химоружия между тем наметился раскол в связи с расследованием

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Британский МИД 4 апреля сделал серьезный шаг назад: из его Twitter было удалено сообщение о том, что Портон-Даун подтвердил российское происхождение нейротоксина в Солсбери. Ранее британская лаборатория заявила, что вещество точно принадлежало к группе токсинов «Новичок», но установить производителя химикам не удалось. В то же время Лондон уже идет в контратаку. По данным источников The Times, британские спецслужбы все-таки нашли в России некую секретную лабораторию, где был произведен «Новичок», но ее местонахождение не называется.

Москва потребовала созвать 5 апреля открытое заседание Совбеза ООН по «делу Скрипаля». Встреча назначена на 22:00 по Москве. Ранее западные страны заблокировали проект заявления Организации по запрещению химоружия (ОЗХО), который предложили Россия, Китай и Иран. За проект проголосовали шесть стран, против — 15, 17 государств воздержались. Москва предлагала совместное британо-российское расследование. Постпред Великобритании в ОЗХО пояснил, что российское государство — ключевой подозреваемый в проведении атаки в Солсбери, поэтому совместное расследование Лондона и Москвы было бы «извращением».

Признание Лондона в том, что российское происхождение яда базируется на агентурных, а не на объективных данных, на позицию западных стран никак не повлияло. Ясно, что в ОЗХО возник тот же раскол, что и на других международных площадках. Выводы и прогнозы — в комментарии Георгия Бовта.

Москва пока сталкивается с довольно сплоченной позицией Запада по «делу Скрипалей». Ее центральный пункт заключается в том, что это не Великобритания должна доказывать причастность России к совершению преступления в Солсбери, а Москва должна оправдываться. Презумпция невиновности в отношении России в нынешней системе международных отношений отменена.

В связи с внеочередной сессией в Гааге Организации по запрещению химоружия Евросоюз заявил, что Москва должна ответить на законные вопросы Великобритании, а также всячески сотрудничать с ОЗХО и предоставить исчерпывающую информацию об отравляющем веществе. Что касается попытки России добиться там хотя бы частичного понимания, западные страны из числа ее наиболее ярых противников постараются обратить эти попытки против нее самой.

Фокус политической риторики и обвинений будет теперь смещен в сторону требований к России всячески сотрудничать с ОЗХО, предоставлять ей подробную информацию о программе производства нервно-паралитического вещества «Новичок», при том что ее наличие Москва уже не раз отрицала. В ответ на продолжение такого отрицания будут раздаваться обвинения в отказе от сотрудничества и нарушении международного права. Появится повод для того, чтобы снова поднять вопрос о санкциях, который, если дело будет развиваться именно таким образом, могут обсудить уже на июньском саммите Евросоюза.

Следствие в самой Великобритании, скорее всего, приложит основные усилия для того, чтобы доказать: яд, которым были отравлены Скрипали, прибыл именно из России, либо же в совершении преступления прямо или косвенно фигурировали российские граждане. Судя по всему, именно этим объясняется недавний обыск российского самолета, вылетавшего из лондонского «Хитроу». Будут предаваться широкой огласке те версии отравления, которые как-то удастся ассоциировать с Россией.

У западной общественности в результате должно остаться стойкое впечатление, что боевое отравляющее вещество на территории Соединенного Королевства было применено именно по приказу Кремля, вне зависимости от того, удастся ли это доказать с помощью конкретных улик. Все иные версии и тем более улики, которые не будут вписываться в картину произошедшего, с самого начала жестко обозначенную официальным Лондоном, с большой вероятностью будут либо замалчивать, либо игнорировать.

Эта кампания начата вовсе не для того, чтобы дать российскому руководству возможность выйти из создавшейся ситуации с минимальными потерями. Она возникла сразу, как подвернулся повод, который можно отлично раскрутить в СМИ, так сказать, как реакция по совокупности.

Это все копилось давно, начиная с войны с Грузией и затем возвращения Владимира Путина в Кремль в 2012 году, присоединения Крыма, а также на фоне общего восприятия России как игрока, который не желает следовать общим правилам, при этом не обладая достаточной экономической и технологической мощью, чтобы в должной степени и объемах заинтересовать своих партнеров другими сферами взаимодействия, помимо военно-политической. В этом смысле, если бы отравления Скрипалей не было, то нечто подобное рано или поздно надо было бы придумать. Обвинители Москвы сейчас не ищут правды — они ищут лишь новых возможностей наказать того, кто играет не по их правилам.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию