16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.63 / ₽ 7968
  • RTS1129.50
22 апреля 2018, 15:32 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Активы Вексельберга заморожены из-за санкций

Лента новостей

«Ренова» надеется на помощь швейцарских властей, Вексельберг обсуждал проблемы компании и с премьер-министром Дмитрием Медведевым

Бизнесмен Виктор Вексельберг.
Бизнесмен Виктор Вексельберг. Фото: Вячеслав Прокофьев/фотохост-агентство ТАСС

Обновлено в 19:46

Активы бизнесмена Виктора Вексельберга стоимостью от 1,5 до 2 млрд долларов заморожены из-за санкций США. Как сообщает Reuters со ссылкой на два знакомых с ситуацией источника, которые не называются, речь идет о блокировке долларовых банковских счетов компаний, контролируемых «Реновой».

Кроме того, на некоторое время блокировались зарплатные счета нескольких сотрудников швейцарского отделения «Реновы». После необходимых проверок счета вновь были открыты.

«Ренова» и Вексельберг надеются на помощь швейцарских властей в решении деловых проблем, сказали источники Reuters, добавив, что правительство Швейцарии сыграло важную роль в процессе вывода Sulzer из-под санкций.

Какие последствия могут быть для «Реновы» после заморозки такой крупной суммы? Вот что говорит директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:

Эдуард СавулякЭдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Заморозка любых сумм, тем более которые измеряются миллиардами долларов, на любом бизнесе сказывается отрицательно. Если эти деньги были не очень востребованными и приносили пассивный доход в виде дивидендов или процентов, тогда это можно, видимо, говорить, что просто часть доходов компания получать не будет. Если эти деньги были предназначены для того, чтобы рассчитываться с кредиторами, естественно, никакие кредиторы никогда не будут входить в положение и говорить: ну да, санкции, форс-мажор, мы тогда вам все прощаем. Все хотят свои деньги получить, и как можно скорее. Если эти деньги отдать кому-то по контрактам невозможно, видимо, это как минимум к банкротству компании может привести. Уже в результате банкротства контролирующее лицо исчезнет, видимо, кредиторы смогут на эту часть денег тоже претендовать. Никаких выгод или хотя бы нейтральности здесь нет. Однозначно только самые плачевные последствия ожидают. Другой вопрос: все зависит от того, насколько запас ликвидности есть, если он больше, чем полтора-два миллиарда арестованных. Тут надо понимать — не только же деньги арестовали, в том числе и активы, просто нет возможности их продать или как-то распоряжаться, но само по себе это не есть минус. Если то, что арестовали, не позволит компании рассчитываться с кредиторами, то я думаю, в ближайшие пару месяцев мы про это узнаем, потому что компания должна будет подать на банкротство. Если этого не произойдет, видимо, компания как минимум не будет динамично дальше развиваться».

Как сообщало The Bell со ссылкой на источники, Виктор Вексельберг уже встречался с премьер-министром Дмитрием Медведевым и жаловался ему на заморозку счетов, риски остановки предприятий в Европе, необходимость снизить свою долю в иностранных компаниях ниже контрольного пакета. Вот что говорит экономист Владимир Рожанковский:

Владимир Рожанковский экономист «У Вексельберга сильно публичных компаний, которые можно назвать «голубыми фишками», конечно, нет. У него много долей в разных активах, но таких сильных и важных для мировой промышленности, как «Русал», у Вексельберга в таком консолидированном варианте нет, поэтому это «Дерипаска лайт» для общей ситуации. Это ожидаемая новость, поскольку списки мы видели еще полторы недели назад, Вексельберг в этих списках был. Мы также должны понимать, что в этих списках, помимо Вексельберга, есть еще и другие очень серьезные люди. Они не стали делать сразу на весь этот список, то есть они растягивают удовольствие, если можно так сказать. На сегодняшний момент вышел сначала Дерипаска, отыграл рынок эту новость полностью, алюминий вырос за неделю на 9% или даже на 10%. Дерипаску сейчас немножко в сторону задвинут, дальше будут смаковать и раскручивать тему заморозки счетов у Вексельберга. Когда эта тема отыграет себя, дальше будет, видимо, Керимов, или я не знаю. Грубо говоря, это тактика такая».

Ранее РБК писал, что швейцарские компании «Реновы» Sulzer и Oerlikon из-за санкций не стали выплачивать ей дивиденды за прошлый год. Таким образом, компания лишилась выплат на общую сумму порядка 132 млн долларов. Sulzer также выкупила у «Реновы» 5 млн собственных акций, чтобы выйти из-под действия санкций (доля «Реновы» в Sulzer сократилась до 48,8%).

Деньги за продажу акций — 568 млн долларов — «Ренова» не получит до снятия с нее санкций. Такие действия могут вызвать ответную реакцию с российской стороны, считает независимый аналитик Дмитрий Степанов:

Дмитрий Степанов независимый аналитик «Ситуация в целом по ключевым компаниям у нас идентичная. Бизнес испытывает некое давление со стороны Запада, это и заморозки счетов, это и проблемы с поставками. Но при всем этом мы имеем ситуацию, при которой все-таки такие мероприятия были ожидаемы, поэтому полагаю, что компании были к этому готовы если не полностью, то хотя бы частично, во-первых. Во-вторых, ситуация, которая у нас наблюдается, говорит о том, что, скорее всего, российские компании будут работать либо через посредников, либо через других игроков, нужно просто пересмотреть свои рынки сбыта. Что касается денег и их состояний, всевозможные заморозки, вероятно, найдут ответные санкции со стороны России. Насколько я понимаю, они прорабатываются, поэтому, если что-то где-то недополучено, то с чего-то это можно всегда компенсировать. Я не думаю, что это будет большой проблемой. Представители американского бизнеса тоже работают на территории России: крупные компании, крупные капиталы здесь находятся. Такими действиями, думаю, страны вряд ли будут дальше активно обмениваться, скорее, мы видим ситуацию некоего смягчения, возможно, диалог все-таки будет найден».

Есть ли какой-то алгоритм ответных действий со стороны России? Говорит бывший министр экономики Андрей Нечаев:

Андрей НечаевАндрей Нечаев председатель партии «Гражданская инициатива» «Пытаться зеркально что-то арестовывать, принадлежащее американскому бизнесу в России, — это путь абсолютно тупиковый, потому что и у российских предпринимателей, и, что самое важное, у российских чиновников активов на Западе вообще и в США в частности многкратно больше, чем американских активов в России. Тем более что те американские активы, которые есть в России, в значительной степени работают на российскую экономику и платят налоги в России, то есть теоретически совместный проект Boeing и «ВСМПО-Ависма» можно заблокировать. Он связан с поставками титана и ряда других компонентов для Boeing, но мы просто поставим в очень тяжелое положение российскую компанию. Наверно, теоретически можно прекратить деятельность «Макдоналдс», но это не нанесет какого-то страшного удара по мировой компании «Макдоналдс». Поэтому такого рода ответные санкции, конечно, как некий символический жест могут быть использованы, но вряд ли они принесут какой-нибудь ущерб, а негативный эффект принесут, скорее, для России, чем для американцев, хотя конкретные владельцы этих активов, безусловно, пострадают. Я думаю, что стратегический путь — надо возобновлять диалог, надо находить взаимопонимание».

У американцев в России достаточно активов. Например, у компании ExxonMobil через «дочку» «Эксон Нефтегаз Лимитед» 30% в проекте «Сахалин-1». Это единственный проект в России, который компания не стала замораживать после введения санкций против Москвы. В качестве компенсации потерь, которые несут российские бизнесмены, могут прозвучать предложения, например, эту долю заморозить.

Совсем недавно Минфин и Exxon пришли к мировому соглашению в налоговом споре на 637 млн долларов, по которому Россия не будет выплачивать компании компенсацию, но взамен продлит срок действия соглашения о разделе продукции в рамках «Сахалина-1». Теоретически сейчас Москва может в одностороннем порядке разорвать это соглашение.

В ответ Россия получит только новый виток санкций, отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Проект уже работающий, он генерирует кэш. Не случайно Exxon заморозила все проекты в России, «Сахалин-1», потому что, грубо говоря, делать-то ничего не надо, можно спокойно заниматься извлечением прибыли. В рамках «Сахалин-1» и другие возможны нюансы. Скажем, Exxon отказывается монетизировать газовую шапку месторождения «Чайво», в результате чего проект просто простаивает, то есть его газовая фаза находится в замороженном состоянии. Я думаю, что если так фантазировать, то вполне можно сказать, что тогда мы принимаем решение о разработке газовых активов «Сахалин-1» без участия Exxon, которая это решение блокирует. Если здесь, в принципе, посидеть, почесать в голове, то компаниям американским, которые здесь присутствуют, конечно, нагадить можно. Это касается не только Exxon, это касается и той же Coca Cola, Pepsi-Cola. Вопрос только в том, что все это будет таким боксерским поединком, когда удар на удар. В ситуации, когда ваш экономический вес несопоставим с противником, вы все равно в этом боксерском поединке удар получите больший».

В пятницу, 20 апреля, министр финансов России Антон Силуанов и глава Минфина США Стивен Мнучин встретились в Вашингтоне в ходе весенней сессии руководителей МВФ и Всемирного банка и обсудили санкционную тематику, сообщил российский Минфин.

Американское ведомство ранее сообщало, что встреча прошла по инициативе Силуанова и министры обсудили вопросы, связанные с Северной Кореей, Сирией и Украиной. Мнучин — противник санкций в отношении российского суверенного долга: он не раз говорил, что их введение повредит американским инвесторам.

Минфин США 6 апреля ввел самые жесткие антироссийские меры за весь период санкционных ограничений. В черный список попали 24 российских чиновника и бизнесмена и 14 связанных с ними компаний. В частности, под санкциями оказались группа «Ренова» и Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска и связанные с ним компании Rusal, En+, группа «ГАЗ», агрохолдинг «Кубань», Basic Element Ltd, сенатор Сулейман Керимов, глава правления ВТБ Андрей Костин, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию