16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
7 мая 2018, 20:23 ФинансыМакроэкономика

Путин намерен вывести экономику России в пятерку лучших

Лента новостей

На реализацию этого плана отведено шесть лет. Можно ли считать его выполнимыми, принимая во внимание, что сейчас Россия замыкает десятку крупнейших экономик мира?

Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, избранный президент России Владимир Путин и спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко (слева направо) на церемонии инаугурации в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца.
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, избранный президент России Владимир Путин и спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко (слева направо) на церемонии инаугурации в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца. Фото: пресс-служба президента РФ

Россия должна стать одной из крупнейших экономик мира. Кремль опубликовал новый майский указ Владимира Путина. В большом по объему документе затронуты самые важные аспекты социально-экономического развития страны на ближайшие шесть лет.

К 2024 году Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира. Инфляция — не больше 4%, рост реальных доходов и пенсий — выше этого уровня. Бедность должна быть сокращена вдвое. Ожидаемая продолжительность жизни — 78 лет к 2024 году и 80 лет — к 2030-му. Семьи со средним достатком должны получить доступ к ипотеке ниже 8%. Ежегодное улучшение жилищных условий для пяти миллионов человек. Жилищное строительство — не менее 120 млн квадратных метров ежегодно.

Рост производительности на крупных и средних несырьевых предприятиях — не ниже 5% в год. Экспорт несырьевых неэнергетических товаров — до четверти триллиона долларов в год. Увеличение числа занятых в малом и среднем бизнесе — до 25 миллионов человек. Доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта — не менее 10%. Самозанятым — упрощенное налогообложение с единым платежом, включающим страховые взносы. Кроме того, в указе много пунктов посвящены развитию спорта, науки, культуры, а также внедрению инновационных технологий на российских предприятиях. Реализуемость указа ведущая Business FM Ирина Савельева обсудила с главным экономистом «ПФ Капитал» Евгением Надоршиным:

— Как в целом вы бы оценили реализуемость этого плана?

— Если в целом, то не реализуем.

— А сколько может на это потребоваться хоть примерно средств и почему не реализуем?

— Я не думаю, что стоимость итоговая будет сильно отличаться от тех предварительных оценок, которые можно было сделать, исходя уже из публиковавшихся ранее намерений, если мы говорим о послании Федеральному собранию — ну, где-то около 10 трлн рублей за шесть лет. Я не думаю, что будут тратить щедро на эти цели, у меня на этот счет есть большие сомнения. По крайней мере, до сего момента у нас доминировал очень осторожный подход к расходованию бюджетных средств.

— Но вот вы были достаточно категоричны в своей оценке, что не реализуем. Все-таки, почему не реализуем?

— По разным компонентам, может быть, по-разному. Вы же просили в общем и целом. В общем и целом я вам и сказал. Там достаточно четкие моменты, например, войти в первую пятерку крупнейших экономик. А мы сейчас, если вы посмотрите, опять же, если не пользоваться различной математикой и не хитрить с паритетами покупательной способности и прочими вещами, а считать по номинальному ВВП, то мы сейчас за пределами первой десятки. Ну или на грани, в зависимости от того, как там что прикидывать, но, по крайней мере, мы на грани первой десятки. И в моем понимании реалистичная цель, исходя из того, как я вижу наши возможности по экономическому росту, да и не только я, но по прогнозам Минэкономразвития, там тоже не 3-4%, там четыре плюс должно быть для того, чтобы расти быстрее, чем средняя мировая экономика, а простите, два. И те по итогам прошлого года не реализовались. Ну вот, собственно говоря, вам реальность. И вот с этой реальностью мы будем балансировать, если все будет удачно, на грани первых 15-ти, по итогам шести лет. Это какие-то задачи, например, если мы бедность будем устранять — снижать вдвое по формальному принципу, по минимальному размеру оплаты труда и уровню прожиточного минимума, что мы сейчас уравняли — это достижимо, проблем с этим нет, пожалуй. У нас сейчас там под 20 миллионов, даже несколько, может быть, ниже семей, которые не попадают, там 13 с копейками, с чем-то процентов населения, ну, пожалуйста, не проблема. Если мы хотим сбавить... Ну, то есть одно только майское решение об уравнивании минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума уже нам существенно обеспечит продвижение. Но просто надо же понимать, что это не настоящая бедность, это крайняя бедность. На самом деле, бедность гораздо более широкое понятие, у нас гораздо большее количество людей являются бедными, и даже Росстат это видит и фиксирует. Но просто у нас нет пока явного запроса на определение бедности как комплексного понятия, когда человек чего-то лишен существенного и не может полноценно участвовать в социальной жизни общества, например, из-за того, что ему не хватает на это денег. Вот если мы начнем шире и полноценно определять бедность, то мы обнаружим, что речь идет не о 20 миллионах и несколько меньше, а возможно, о 40 плюс. И в этом случае, я боюсь, снизить его в два раза будет крайне затруднительно. Во многих этих поручениях, к сожалению, есть большая проблема, что, если подходить по формальному признаку, ряд из них выполним. Ну вот, например, улучшить жизненные условия пяти миллионов граждан каждый год. Все зависит от того, как рассматривать улучшение жилищных условий. Формально можно, а реально можно получить через шесть лет, причем даже не предпосылки, а полноценный кризис плохого долга, как в США, например, в свое время, в 2007-2008 годах. Поэтому да, добиться улучшения можно, качественное улучшение будет крайне сложно и почти нереально. Но по форме получить можно. А потом, соответственно, сразу кризис плохой ипотеки. С тем, откуда на это взять деньги, с этим проблем нет. По полтора триллиона рублей в год, даже если по два на шесть лет, то нет никаких проблем. Это вполне будет укладываться, кроме первых лет, в ориентиры федерального бюджета усилением дефицита больше, чем в 3%, как предельное значение. Тут никаких сложностей нет. Привлечь деньги на внутреннем рынке на горизонте шести лет не видится для меня нереальным, даже если полностью отказаться от заимствования на внешних.

До 1 октября правительство должно разработать конкретные меры для реализации указа. А также предусмотреть бюджетные ассигнования на его выполнение.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию