16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
4 декабря 2009, 14:52

ТНК-ВР отспорила 4,2 млрд рублей за бензин

Лента новостей

ТНК-ВР оспорила штраф в 4,2 млрд рублей за рост цен на бензин. Эксперты ждут, что «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и «Роснефть» также смогут избежать санкций ФАС. Сами нефтяники надеются, что их проблемы решит единая формула расчета цен нефтепродуктов

THK отыграла штраф в 4,2  миллиарда рублей за завышение цен на нефтепродукты в начале  2009 года. Фото: bp.com
THK отыграла штраф в 4,2 миллиарда рублей за завышение цен на нефтепродукты в начале 2009 года. Фото: bp.com

ТНК-ВР оспорила штраф в 4,2 млрд рублей за рост цен на бензин. Эксперты ждут, что «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и «Роснефть» также смогут избежать санкций ФАС. Сами нефтяники надеются, что их проблемы решит единая формула расчета цен нефтепродуктов.

Тюменский арбитраж отменил решение и постановление Федеральной антимонопольной службы о наложении на ТНК-ВР штрафа в 4,2 млрд рублей за завышение цен на нефтепродукты в начале 2009 года. «Мы обжаловали два аспекта. Во-первых, обжаловали решение ФАС о том, что наша компания нарушила антимонопольное законодательство, повысив цены на бензин. Во-вторых, мы обжаловали постановление относительно штрафа. И с первым, и со вторым арбитражный суд согласился», — подтвердил BFM.ru официальный представитель ТНК-ВР.

В конце сентября ТНК-ВР уже оспорила так называемую первую волну штрафов и обжаловала штраф в 1,112 млрд рублей за завышение летом 2008 года цен на бензин на внутреннем топливном рынке.

Аналогичные процессы с ФАС ведутся в российских судах и у компаний «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ. Причина разбирательств — цены на бензин. ФАС осенью 2008 года признала, что четыре нефтяные компании в середине 2008 года установили монопольно высокие цены на различные виды топлива — бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут. В результате, ведомством были выписаны штрафы: «Газпром нефти» — 1,356 млрд рублей, ТНК-ВР — 1,112 млрд, «Роснефти» — 1,508 млрд и ЛУКОЙЛу — 1,443 млрд. Все штрафы были обжалованы в судах.

Однако в феврале антимонопольное ведомство завело новые дела на компании «большой четверки» — из-за высоких цен на бензин с октября 2008 года по февраль 2009 года. Штрафы, выписанные компаниям, были существенно больше первых: ТНК-ВР была оштрафована на 4,2 млрд рублей, «Газпром нефть» — на 4,7 млрд, «Роснефть» — на 5,28 млрд. ЛУКОЙЛ же получил рекордную по меркам российского рынка сумму штрафа в 6,5 млрд рублей.

Эксперты топливного рынка ждут, что «Газпром нефть», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ также смогут обжаловать наложенные на них штрафные санкции. «За этот год в России было наложено очень много штрафов со стороны ФАС, и большинство из них были отменены», — напоминает BFM.ru гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

Избежать подобных разбирательств в будущем нефтяникам и ФАС должна помочь единая формула по расчету цены нефтепродуктов на российском внутреннем рынке. «Сейчас мы продолжаем оспаривать штрафы ФАС и по первой, и по второй «волне». Следующие слушания назначены на двадцатые числа декабря, — говорит BFM.ru представитель ЛУКОЙЛа. — Сейчас мы активно обсуждаем с представителями антимонопольного ведомства формулу расчета по ценам на топливо. Надеемся, что к концу года удастся ее выработать».

Формула должна определять предельную стоимость нефти, которую компаниям нельзя будет превышать, чтобы не попасть под антимонопольное регулирование. «На первом этапе формирование цены должно происходить обратным отсчетом от цен внешнего рынка, за вычетом таможенной пошлины и расходов на логистику. При этом лаг запаздывания роста и падения цен должен быть одинаковым. В идеале нужно стремиться к его сокращению. В последующем формула цены будет привязана к индексу цен внутреннего рынка, в том числе, к ценам, формируемым на биржевых торгах», — заявлял ранее в интервью Business FM представитель ФАС Сергей Носкович.

Впрочем, единая формула расчета цены имеет большой коррупционный потенциал, опасается глава «ИнфоТЭК-Терминал». «Россия ежегодно экспортирует около 100 млн тонн нефтепродуктов на рынки самых разных стран. В этой ситуации формула может отталкиваться от показателей любого региона, — предупреждает отраслевой эксперт. — Кроме того, спор между ФАС и нефтяниками идет вокруг диапазона, в рамках которого смогут колебаться цены. ЛУКОЙЛ предлагает установить его на уровне ±40%. Таким образом, при цене бензина в 22 рубля за литр, его стоимость сможет колебаться от 13 до 31 рубля. ФАС настаивает на диапазоне ±15-20%. Однако сейчас в большинстве российских регионов диапазон колебания гораздо уже».

По данным Росстата, в ноябре российские розничные цены на бензин фактически не менялись. С 24 по 30 ноября 2009 года автомобильный бензин подешевел на 0,1%, а дизельное топливо осталось на уровне предыдущей недели. Ранее российские цены на бензин не менялись в течение четырех недель.

Альтернативным решением для российского рынка могло бы стать выведение части торговли нефтепродуктами на биржу, считает Рустам Танкаев. «Против биржевой цены не поспоришь. В России до 20% нефтепродуктов можно было бы вывести на биржу. Кроме того, есть три категории крупный покупателей нефтепродуктов, чьи договоры крайне непрозрачны: это армия, северный завоз и госрезерв — они составляют 15% от торговли нефтепродуктами в России», — отмечает эксперт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию