Россия стремится к суверенному интернету
Лента новостей
Осенью она хочет представить на генассамблее ООН предложения, касающиеся интернета. Зачем России понадобилось выносить технический, казалось бы, вопрос на столь высокий международный уровень?
Россия собирается осенью вынести на генассамблею ООН целый пакет предложений, касающийся интернета, пишет «Коммерсантъ». Его основой станет некий проект «киберкодекса», основанного на документе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Правила поведения в области обеспечения межнациональной информационной безопасности», а также некоторые другие аспекты.
Полтора года назад Китай представил своим партнерам по БРИКС «Белую книгу» интернета, смысл которой — ужесточение регулирования киберпространства. Эти инициативы у большинства стран особого энтузиазма не вызвали. Кроме России.
Как напоминают авторы статьи, в прошлом ноябре газета РБК, ссылаясь на протокол заседания Совбеза России, сообщила, что Совбез и его глава Николай Патрушев поручил Минкомсвязи и МИД заняться созданием собственной системы корневых серверов DNS. То есть, по мнению некоторых, альтернативного интернета. Однако чисто технически 99% внутрироссийского трафика и так уже идет через локальные сервера DNS, удивляется заместитель главного конструктора московского завода «Физприбор» Евгений Андропов:
Евгений Андропов заместитель главного конструктора московского завода «Физприбор» «Сейчас корневые сервера DNS находятся на Западе, есть зеркала этих корневых серверов, которые находятся в том числе в России. Когда вы вводите в адресной строке браузера текстовое название сайта, вы получаете доступ к самому сайту. Создать собственный выделенный интернет, наверное, в чистом виде не удастся. Создать копию этих корневых серверов DNS, ну, собственно, это уже сделано. Не думаю, что создание альтернативного интернета как защиты от нежелательного трафика к чему-то реальному приведет. Даже если его пытаться перекрыть, все равно люди будут искать какие-то обходные пути».
В самом Китае регулирование интернета существует с момента его распространения. В этой стране нет доступа к таким сервисам, как Google, Facebook, Twitter и многим другим. Поэтому его постоянно критикуют за максимальное ограничение в доступе к информации.
С точки зрения многих обозревателей, Китай очень хочет, чтобы его практики были признаны на международном уровне, и Пекину нужна внешняя поддержка. Не исключено, что эту роль решила взять на себя Россия, говорит президент фонда «Новая Евразия», политолог Андрей Кортунов:
Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Возможно, была просьба от китайской стороны поддержать инициативу. Такой просьбе, наверное, было трудно отказать. С другой стороны, часть этих китайских предложений уже были согласованы по линии БРИКС, по линии Шанхайской организации сотрудничества. Хотя между Китаем и Индией большие разногласия относительно регулирования интернета. Все равно это некая легитимация, альтернатива взгляда на управление киберпространством. У нас очень сложные отношения с западными партнерами по этим вопросам. Я допускаю, что поддержка альтернативной версии рассматривается как некое усиление российской позиции».
Вероятнее всего, российские инициативы в ООН будут в большей степени сводится к вопросам продвижения «киберкодекса», основная идея которого — совместная борьба с кибератаками на международном уровне. Это подтверждается и тем, что «Коммерсантъ» в своей публикации ссылается на некий высокопоставленный дипломатический источник одной из стран БРИКС, который заявил: его государство охотно поддержит российские резолюции в ООН, но не видит смысла в российско-китайской инициативе по созданию «альтернативного интернета».