16+
Среда, 22 августа 2018
  • BRENT $ 72.84 / ₽ 4901
  • RTS1072.12
4 августа 2018, 15:17 ОбществоПроисшествия

«Роснефть»: причиной гибели вертолета и 18 человек стало необъяснимое поведение экипажа

Лента новостей

Ми-8 разбился в Красноярском крае после столкновения с другим бортом. Машина перевозила вахтовиков на нефтеперекачивающую станцию. Основная версия крушения — человеческий фактор

Ми-8. Архив.
Ми-8. Архив. Фото: Hrvoje Jelavic\PA Images\TASS

Экипаж вертолета Ми-8, разбившегося в Красноярском крае, был предупрежден об опасном сближении с другим бортом. Дальнейшие действия пилотов при этом необъяснимы, заявили в «Роснефти». Сотрудники ее дочерней компании летели на разбившемся вертолете.

Всего на борту было 18 человек — три члена экипажа и 15 вахтовых рабочих, их перевозили из города Игарка на нефтеперекачивающую станцию «Ванкор» в 140 километрах от этого города. Все они погибли. Вот что сказал Business FM вице-президент и пресс-секретарь корпорации «Роснефть» Михаил Леонтьев:

Михаил ЛеонтьевМихаил Леонтьев пресс-секретарь и вице-президент «Роснефти» «По имеющейся уже сейчас информации причиной гибели вертолета и наших сотрудников-вахтовиков стало необъяснимое поведение экипажа вертолета компании Utair, который, имея связь, очевидно, видимость визуальную, допустил столкновение с другим вертолетом той же компании, грузовым, что и привело к катастрофе. И очевидным образом ответственность за это происшествие несет компания Utair».

Следственный комитет сейчас рассматривает все версии крушения вертолета, в том числе ошибку пилотирования. В ближайшее время изучат обстоятельства подготовки летчиков и выдачи им летных удостоверений. Трагедия произошла около 10 часов по местному времени (это 6 часов утра по Москве) в Туруханском районе в двух километрах от города Игарка. До Красноярска от места крушения — 1300 километров, до Норильска — чуть более 200 километров.

По предварительной версии, воздушное судно взлетело следом за другим вертолетом, перевозившим на лебедке металлоконструкцию — трубы для нефтегазовой промышленности. После того как пассажирский вертолет набрал высоту, дистанция между вертолетами оказалась минимальной, и пассажирский вертолет задел лопастями трубы, после чего упал в поле и сгорел.

Столкновение произошло на высоте 100 метров. По информации из оперативного штаба на месте ЧС, экипаж не рассчитал параметры набора высоты и дистанцию. Из данных радиообмена якобы следует, что командир разбившегося вертолета, скорее всего, в последний момент заметил опасное сближение с другим вертолетом и попытался предпринять маневр, чтобы избежать столкновения.

Но экипажу этого сделать не удалось, поскольку вертолет не обладает достаточной маневренностью, чтобы оперативно уйти от столкновения за несколько секунд. Судя по кадрам очевидцев, черный дым на месте катастрофы был виден на расстоянии нескольких километров.

Грузовой вертолет отцепил и сбросил груз на землю, чтобы избежать крушения, и позже совершил посадку. Экипаж этого вертолета не пострадал. Оба вертолета принадлежат компании «Utair — вертолетные услуги».

Как сообщается на сайте Utair, разбившийся вертолет был выпущен Улан-Удэнским авиационным заводом в 2010 году. Командиру воздушного судна было 33 года, он закончил Омское летное училище, налетал почти 6 тысяч летных часов, из которых почти 2,5 тысячи в качестве командира.

«Utair — вертолеты» эксплуатирует парк из более чем 330 судов разных типов, из них 110 — Ми-8, Ми-17 и их модификации. Является дочерней компанией авиаперевозчика Utair. Является семикратным обладателем престижной авиационной премии «Крылья России».

Телеграм-канал Mash опубликовал аудиозапись рассказа Евгения Бердюгина. Это пилот второго вертолета, с грузом которого и столкнулось разбившееся воздушное судно:

«Я не знаю, как он меня не заметил… Я его увидел сзади чуть не в последний момент, что борт на меня приближается. За несколько секунд, пять, максимум. Почти в бок летит с набором высоты, с набором скорости. Крикнул ему в эфир. У меня была попытка отвернуть, но не получилось, и он врезался во внешнюю подвеску, с которой я летел».

Найдены «черные ящики» разбившегося Ми-8, они в удовлетворительном состоянии. Но установить причины катастрофы они вряд ли помогут, поскольку авария развивалась слишком стремительно, сообщил «Интерфаксу» источник в оперативном штабе.

Как сообщают в правоохранительных органах региона, Ми-8 был технически исправен и проходил предполетный осмотр. Полеты с грузом на внешней подвеске всегда доверяют очень опытным летчикам, и оплачиваются они гораздо выше других грузов.

Utair — одна из самых безопасных компаний в этом плане, они уделяют большое внимание и подготовке своих пилотов, и техническому оснащению судов. Тут, скорее всего, все-таки ошибка пилотов разбившегося вертолета, рассуждает летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин:

— У нас же нет автоматизированного управления в вертолете, как, допустим, на Западе давно делают машины. При попадании в пыль, в вихрь, при просадке автомат тяги там уже включается, а здесь надо самому реагировать. Но мне кажется, все-таки это был человеческий фактор — ошибка пилота. Диспетчер здесь вообще ни за что не отвечает в вертолетах, мы всегда пользуемся радиообменом. То есть всегда предупреждаем, если знаем, что в нашем районе еще кто-то работает. Мы всегда оповещаем, что такой-то борт взлетает с такой-то площадки, с таким-то курсом. Как только это произнес, значит, минимум, минуту ты должен просто глазеть. Для того экипаж три человека, а не два, как в Европе. Если это что-то случилось, надо списывать на усталость. Конец лета, наверняка, там люди отработали очень плотно. Но вообще техника, конечно, супернадежная.

— Можете припомнить подобные случаи в практике, они часто встречаются или не очень? Я имею в виду, когда кто-то задевал груз лопастями.

— Это достаточно нередкое явление, когда груз раскачивался, и нужно его сбрасывать. От раскачки и динамическая нагрузка на тросы идет серьезная, хотя тросы все испытаны в шестикратных перегрузках. А когда он лопается, как правило, он лопается возле груза, и вся эта длина троса прилетает к вам либо в лопасти, либо в кабину, либо в топливные баки, что однажды у нас было, у меня. Там пробило топливные баки в воздухе. Но мы сели, все нормально, только керосин лился из бака очень серьезно. Здесь баки просто разошлись, значит, очень сильный удар был. Стойки шасси вошли в баки, вертикальный удар был сильный и стойками повело бак, и, по сути, порвало баки.

По факту крушения возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию