16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.40 / ₽ 7971
  • RTS1128.26
31 августа 2018, 21:56 ПравоКриминал

Кто убил Александра Захарченко? Версии

Лента новостей

Глава ДНР погиб в результате теракта в Донецке. СБУ заявила, что это внутренние криминальные разборки либо «рука Москвы». В МИД РФ считают, что за этим стоит Киев. Свое мнение высказали политологи: украинский — Вадим Карасев и российский — Павел Салин

Александр Захарченко.
Александр Захарченко. Фото: Александр Кравченко/ТАСС

Глава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко погиб в результате теракта в центре Донецка. Взрыв прогремел в ресторане «Сепар» на бульваре Пушкина. С ранением госпитализирован глава Минфина республики Александр Тимофеев.

Взрывное устройство было целенаправленно заложено в ресторане, об этом сообщил советник Захарченко. Кафе «Сепар» находится примерно в 200 метрах от резиденции Захарченко и принадлежит начальнику его охраны, но сам глава республики там редко появлялся, говорит источник, близкий к руководству ДНР.

У Службы безопасности Украины две версии убийства Захарченко: внутренние криминальные разборки и «рука Москвы». Гибель главы ДНР стала результатом внутренних конфликтов, связанных «с перераспределением отжатого бизнеса», считают в СБУ. «Но мы не исключаем и попытки российских спецслужб устранить довольно одиозную фигуру, которая, по имеющейся у нас информации, мешала россиянам».

В МИД РФ уже заявили, что, не выполнив обещаний о мире, в Киеве, видимо, решили «перейти к кровавой бойне». Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова считает, что есть все основания полагать, что «за убийством Захарченко стоит киевский режим». Источник в силовых структурах Донецка сообщил «Интерфаксу», что правоохранители самопровозглашенной ДНР уже задержали подозреваемых в покушении. Якобы это «украинские диверсанты и связанные с ними лица», сказал собеседник агентства.

Владимир Путин назвал убийство Захарченко подлым, отметив, что Россия всегда будет вместе с Донбассом. «Это еще одно свидетельство: те, кто выбрал путь террора, насилия, запугивания, не хотят искать мирное, политическое решение конфликта, не хотят вести реальный диалог с жителями юго-востока, а делают опасную ставку на дестабилизацию ситуации, на то, чтобы поставить народ Донбасса на колени. Этого у них не получится», — говорится на сайте Кремля.

Убийство главы ДНР Business FM обсудила с директором украинского Института глобальных стратегий Вадимом Карасевым и директором Центра политологических исследований Финансового университета Павлом Салиным:

Вадим Юрьевич, вы в Киеве, и ближе к Донецку. По-вашему, кто мог убить Захарченко и с какой целью?
Вадим Карасев: Это, вообще-то, по силам только внешним силам, извините за каламбур, потому что он достаточно серьезно охраняемая особа. Четыре года у власти в ДНР. На нем все завязаны были. Все политические, финансовые и так далее стратегические узлы, поэтому убийство Захарченко или ликвидация его — это удар по стратегическому узлу. Это вообще удар по верхушке ДНР. Представляете, как сейчас начнется согласование нового руководителя? Это как будут спорить российские спецслужбы разные. Кого вот будут искать? ГРУ, ФСБ, башни Кремля? Ну, в общем, просто так замену ему найти будет трудно, потому что он действительно четыре года руководил вот этой непризнанной республикой.
Да, у человека была своя харизма. Он в республике был достаточно популярен. Но вы сказали про внешние силы. Это кто? Москва? Вашингтон? Лондон?
Вадим Карасев: Нет, Москве это вряд ли в нынешних условиях выгодно. Скорее всего, все-таки это, мне кажется, украинские спецслужбы или силы специальных операций. Поэтому тут чувствуется хороший такой профессиональный почерк, и я думаю, что это связано с тем, как дальше будет решаться конфликт на Донбассе. Вот он пойдет по руслу Минска или все-таки как-то будет обходить его. Первое — это может укрепить в Украине и за ее пределами тех, кто считает, что не только согласно минскому протоколу можно решать конфликт на Донбассе, что можно его и другим путем решать, сочетая военные меры, дипломатические меры. Но, конечно, это укрепляет доверие к украинской власти, силовым структурам, главнокомандующему, к электоральным перспективам действующего президента. Конечно же, вот ряд таких громких событий, шоковых даже, я бы сказал, могут укрепить его политические позиции в целом. Так что эта история может иметь очень серьезные как политические последствия в плане решения конфликта на Донбассе, так и электоральные последствия для украинской избирательной кампании.
Вопрос Павлу Борисовичу Салину. Служба безопасности Украины уже представила свои версии убийства Захарченко. Их две. Первая — внутренние криминальные разборки. Вторая — рука Москвы. Что скажете?
Павел Салин: Здесь нужно уже смотреть не только на возможные причины этого происшествия, но и на те последствия, которые будет вызывать трактовка этих причин. Я бы здесь выделил три возможных последствия, три вектора. То есть первое, о чем уже говорил коллега, — это последствия для мирного урегулирования, для минского процесса, то есть будет ли это использовано Киевом в качестве предлога для того, чтобы выйти из минского процесса, чтобы на старте президентской кампании отыграть вот эту вот карту конфликта. Второе — это то, кто будет вместо Захарченко назначен. И третье, которое вытекает из второго, — это будущее самопровозглашенной республики, состоится ли объединение ее с ЛНР, как летом звучало, либо не состоится.
В Москве пока достаточно остро реагируют. «Решили перейти к кровавой бойне», — заявили в МИД России. «Киевская партия войны реализует террористический сценарий, усугубляя без того сложную обстановку в регионе». Это убийство не может ли Москвой использоваться как достаточно серьезный повод для серьезных политических решений? Ну, например, для признания итогов референдума в Донецкой и Луганской областях о независимости, признания самопровозглашенных республик.
Павел Салин: Может, в принципе, быть использовано. Мы видим, что сейчас идет ситуация, игра точнее, на обострение всей ситуации на юго-востоке Украины. Здесь и ситуация в Азовском море, и в Черном море, то есть может быть все что угодно. Захарченко был, конечно, популярной фигурой, но не настолько популярной, чтобы его убийство всколыхнуло волну народного гнева, который не сможет контролировать Москва. Поэтому из всех последствий убийства Захарченко, которые мы будем наблюдать в ближайшее время, — это последствия четко выверенной кампании. Вполне возможно, что действительно произойдет обострение ситуации. Москва попытается придать новый импульс минскому процессу или даже форсировать, скажем, силовой сценарий на юго-востоке Украины.
Еще раз. Москва попытается формировать силовой конфликт и решение либо Киев?
Павел Салин: Здесь такая ситуация: обострение ситуации на востоке Украины Киеву, конечно, в первую очередь в контексте президентской кампании, выгодно, но не только.
На ваш взгляд, кто может заменить Захарченко? Вот есть такие фигуры очевидные или их нет?
Павел Салин: Тут очень симптоматично, что летом появились слухи, правда в украинской прессе, что Москва тяготится Захарченко и ищет ему замену. И звучали разные кандидатуры. В первую очередь рассматривался сценарий по образцу ЛНР, где условно гражданского Плотницкого сменил силовик Пасечник. Там тоже звучало, что такой сценарий может быть реализован, что Захарченко может сменить, условно говоря, силовик — глава МВД Дикий либо господин Пушилин, условно гражданский, либо занимающий промежуточное положение силовик, но с очень хорошим публичным бэком и способностями публичного политика господин Ходаковский. Так что такие фигуры есть, и с каждой из них связан свой дальнейший сценарий развития ДНР — самостоятельный или в составе вот этого нового объединения ДНР и ЛНР.
Вопрос Вадиму Карасеву. На ваш взгляд, есть ли очевидные фигуры, которые сейчас могут возглавить Донецкую Республику, и будут ли это выборы или нет?
Вадим Карасев: Выбора пока нет. Это они согласуются с Минском. Смена фигуры — это серьезные такие, не без скандалов, не без интриги изменения в самой ДНР, потому что на руководителе завязано все. И клан Захарченко выстраивался не один год. А теперь, получается, придет новый человек. Значит, новые люди, новое окружение и так далее. Надо подождать, посмотреть, как этот новый человек будет справляться со своими обязанностями. По поводу, скажем так, реакции России. Вот как раз в этом и состоит, так сказать, ловушка или подвох — что если сейчас в России начнутся вот эти все призывы: присоединить, признать независимость и так далее. Это значит, что Россия выйдет из ДНР, ЛНР, из минского процесса вообще, и Донбасс весь. А это полностью ломает логику игры Москвы, которая на кон фактически поставила судьбу в связи с минскими соглашениями. Минские соглашения очень важны для Москвы, поэтому Москве тут некуда деваться, придется смириться с этим.

В соцсетях вспоминают предыдущие убийства командиров ДНР и ЛНР. Автомобиль Алексея Мозгового с позывным «Призрак» подорвался на мине в 2015 году. Ответственность за убийство взял на себя украинский партизанский отряд «Тени».

В 2016 году убит командир ополчения Арсен Павлов, известный по позывному «Моторола». Он погиб в результате взрыва в лифте дома. Вначале ответственность на себя взяла украинская националистическая организация «Мизантропик дивижн», запрещенная в России. Но после они заявили, что непричастны к этому.

В 2017-м командира батальона ополчения «Сомали» Михаила Толстых с позывным «Гиви» убили из огнемета «Шмель» в его же кабинете. Во всех этих случаях убийств в ДНР заявляли, что за ними стоят спецслужбы Украины.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию