Четверг, 18 апреля 2024
11 сентября 2018, 16:36 Технологии

Плутон: бывшая — и, возможно, будущая девятая планета Солнечной системы

Американские ученые предложили вернуть Плутону статус планеты. С обращением к научному сообществу выступила группа ученых Университета Центральной Флориды

Фото: NASA/Reuters

Плутон стал последней из открытых планет Солнечной системы — американские астрономы обнаружили его только в 1930 году. Небесному телу дали римский вариант имени греческого бога Аида. Придумала название британская девочка Венеция Берни, внучка оксфордского библиотекаря.

Теперь ученые из Университета Центральной Флориды предлагают вернуть Плутону статус планеты. Для понимания масштабов: по размерам он в полтора раза меньше Луны. Тем не менее объект гордо назывался планетой — пока в 2006 году что-то не пошло не так. Продолжает главный научный сотрудник Физического института имени Лебедева РАН Сергей Богачёв:

Сергей Богачёв главный научный сотрудник Физического института имени Лебедева РАН «Почему Плутон в свое время так обидели? Была некая ситуация, когда было открыто несколько тел, которые по размеру близки к Плутону и вращались примерно на той же орбите. И вопрос был на самом деле не в том, лишить ли Плутон статуса планеты, а вопрос такой: либо лишить Плутон статуса планеты, ну и соответственно, все эти тела, которые на него были похожи, например, Эрида, есть такое тело небесное, тоже считать не планетами; либо наоборот, весь этот колхоз, извините за выражение, называть планетами. То есть вопрос — восемь планет в солнечной системе, либо 20, а может быть, 50».

Новые аргументы американских ученых таковы: Плутон лишили статуса планеты, исходя из устаревшего и малоиспользуемого определения небесного тела. В частности, в укор объекту поставили то, что он своей гравитацией не очистил вокруг себя космическое пространство — хотя это требование встречается ровно в одной научной работе начала XIX века.

В Международном астрономическом союзе уже отреагировали: говорят, подавайте официальное обращение, обсудим. Насколько значим этот вопрос для астрономии? Комментирует директор астрономического института имени Штернберга Анатолий Черепащук:

Анатолий Черепащук директор астрономического института имени Штернберга «Это решительно ничего не изменит. Запуски космических аппаратов к планетам, в том числе к Плутону, снимки его поверхности, которые были сделаны американской космической станцией, это радикально и принципиально новые данные о поверхности планеты. Что там есть ледяные горы, что там очень интересная структура этих поверхностей, которая говорит о том, что там есть определенная даже тектоника какая-то, и так далее. Вот это очень интересно. А что касается того, как называть, знаете, назови хоть горшком, только в печь не ставь».

В связи с обсуждением статуса Плутона вспоминается недавняя реплика российского постпреда в Совбезе ООН Василия Небензи. Как выразился дипломат, на Западе некоторые хотели бы, чтобы Россия находилась на другой планете.

Так вот, если переезжать, лучше всего на Плутон. Даже если объекту не вернут статус полноценной планеты, он идеально подходит для России. Почему? По размеру. Общая поверхность Плутона — 17,7 млн квадратных километров — почти совпадает с площадью России. Плутон буквально чуть-чуть больше.