16+
Пятница, 19 октября 2018
  • BRENT $ 79.47 / ₽ 5231
  • RTS1140.17
20 сентября 2018, 15:39 Технологии

Маршруты московские: беспилотные электрички могут стать реальностью уже в начале следующего года

Лента новостей

Первый в России электропоезд-беспилотник запустят на Московском центральном кольце. В первое время, правда, с машинистами. Будет ли это безопасно?

Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»

«Российские железные дороги» планирует провести в феврале 2019 года тестовую беспилотную поездку по Московскому центральному кольцу. Об этом ТАСС рассказал советник генерального директора РЖД Валентин Гапанович.

На МЦК уже используется система автоматического управления движением. Тестовая поездка пройдет с машинистом, организовать движение без него можно будет лишь в 2020-е годы, поскольку для этого нужны изменения в федеральном законе «О железнодорожном транспорте в РФ».

Идея внедрения беспилотных перевозок по МЦК обсуждается еще с прошлого года. Что тормозит прогресс? Объясняет независимый эксперт по транспорту Алексей Захаров:

Алексей Захаров независимый эксперт по транспорту «Если мы посмотрим на мировой опыт, поезда без машинистов — это отдельные пути, причем они изолированы от других видов транспорта, также поезда без машинистов есть на линиях метрополитена. Влияние окружающей среды в виде движущихся предметов, которые могут попасть на рельсы, сведено до минимума. У нас же речь идет о том, чтобы пустить электрички без машинистов по рельсовым путям общего пользования. Это утопия. Новые электропоезда серии «Ласточка», уровень автоматизации которых достаточно высокий, машинист сидит в качестве контролера для выполнения действий во внештатных ситуациях. Технически это вроде бы решаемо, но организационно это сделать, на мой взгляд, сейчас невозможно».

В Японии беспилотные поезда появились более 30 лет назад, они передвигаются по полностью изолированному монорельсу, говорит Алексей Захаров. Есть беспилотные поезда в метро крупных городов Франции, Испании и других развитых стран.

Москва к беспилотникам на железной дороге также вполне готова, и это заблуждение, что нет необходимой инфраструктуры, считает эксперт по транспорту, профессор Московского госуниверситета путей сообщения Леонид Баранов:

— Опыт накоплен. Проблема кроется больше в менталитете пассажиров. Технически это давно возможно.

— Что касается инфраструктуры. Я так понимаю, пути должны быть полностью отгорожены от внешнего мира.

— Это называется проблема коровы, чтобы никто не появился на путях. Тормозной путь большой, если даже машинист на близком расстоянии увидит человека, он не успеет затормозить. Можно поставить радиолокационный датчик свободности пути и останавливать. В нынешних системах таких датчиков нет. В одной из европейских стран пассажиры жаловались на беспилотное метро, что появляется на путях пакет, а поезд уже останавливается.

Серьезная проблема и вопрос адаптации пассажиров, считает Леонид Баранов. Психологически непросто привыкнуть к поездам-роботам, на это уходят годы. До сих пор даже в прогрессивном Сингапуре исключительно для спокойствия пассажиров на путях стоят семафоры, которые «умному» поезду не нужны, но людям так спокойнее.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию