16+
Воскресенье, 13 октября 2024
  • BRENT $ 78.79 / ₽ 7569
  • RTS903.24
28 сентября 2018, 16:00 Компании

Евгений Павлов: «Количество кредитных сделок по экспорту увеличилось в 8 раз, а общий объем портфеля вырос шестикратно»

Лента новостей

Заместитель председателя правления банка «Возрождение» Евгений Павлов рассказал в интервью Business FM о внешнеэкономической деятельности компаний малого и среднего бизнеса и о том, рынки каких стран перспективны для российских предпринимателей

Евгений Павлов.
Евгений Павлов. Фото: банк «Возрождение»

По его мнению, простор для внешнеэкономической деятельности довольно широк.

Тема нашей сегодняшней беседы — внешнеэкономическая деятельность, поэтому первый вопрос: как, на ваш взгляд, развивается внешнеэкономическая деятельность сегмента МСП в нынешних, скажем прямо, непростых условиях?
Евгений Павлов: Было бы странно утверждать, что санкционное давление, которое мы наблюдаем в последние годы, не внесло корректировок в ландшафт внешнеэкономической деятельности. В некоторой степени последствия ограничительных мер почувствовали на себе и субъекты среднего и малого бизнеса. Но в то же время существующий в данный момент курс, как это ни странно, дает нашей экономике в целом и среднему и малому бизнесу в частности достаточно серьезные возможности по наращиванию экспортного потенциала: доля российского экспорта достаточно ощутимо растет каждый год. И нам представляется недальновидным со стороны предпринимателей игнорировать открывающиеся возможности по продаже своей продукции за рубеж. С экспортом, конечно, связаны и определенные угрозы. Оценить их бизнесу помогут специалисты. В частности, банк предлагает решения по структурированию сделок с иностранными контрагентами, по их правильному оформлению. Мы рассказываем предпринимателю о существующих в этой сфере рисках и возможностях их минимизации, а он уже сам решает, стоит ли ему развивать это направление.
Когда вы вышли на рынок с предложением по финансированию экспорта малого и среднего бизнеса, была ли у вас уверенность, что этот продукт вообще будет востребован?
Евгений Павлов: Когда мы только открывали это направление, нам самим было любопытно, что получится. Были сомнения относительно того, насколько экспортные возможности в целом реализуемы для среднего и малого бизнеса. В результате за последние полгода количество кредитных сделок по экспорту увеличилось в 8 раз, а общий объем портфеля вырос шестикратно. Очевидно, что предприниматели видят потенциал в этом направлении.
Рынки каких стран могут оказаться перспективными для российской продукции, производимой сектором МСП?
Евгений Павлов: Простор для внешнеэкономической деятельности довольно широк. Например, в Китае любые продукты питания из России автоматически получают лейбл «ЭКО». Для наших производителей это совершенно уникальное преимущество на гигантском рынке. И Китай не единственное направление. Для российской продукции открыты также рынки стран, торговые связи с которыми сложились еще во времена СССР. Речь в первую очередь о Казахстане, Белоруссии, странах Средней Азии. Экспорт в эти государства в интересах среднего и малого бизнеса. У России развиваются торговые отношения и с другими странами, рынки которых могут быть заинтересованы в нашей продукции.
Кроме продуктов питания, какие еще товары могут пользоваться спросом за рубежом?
Евгений Павлов: Одним из довольно интересных случаев, с которым мы работали, был клиент из Карелии, который поставляет в Финляндию так называемые дикоросы — ягоды, грибы. С точки зрения кредитования, это не самый прозрачный для банка бизнес, однако с помощью инструментов, которые мы активно развиваем, нам удалось профинансировать поставки за рубеж. По сути, экспортный потенциал есть у любых производственных предприятий. Я знаю, что компании из сферы услуг внимательно смотрят в сторону стран СНГ. При этом я не сказал бы, что какие-то определенные отрасли имеют ощутимо больше перспектив на внешних рынках. Разве что продукты питания и сельского хозяйства на сегодняшний момент имеют больше возможностей, но и все остальные сферы в этом процессе также задействованы. И в этом смысле мы стараемся помочь предпринимателям найти свое направление и развивать его. Для этого банк «Возрождение», в частности, использует свои контакты с Торгово-промышленной палатой. Мы знаем, к кому там обратиться, чтобы клиент мог, например, представить свой товар на международных торговых выставках или напрямую выйти на зарубежных партнеров.
Пример, который вы привели — продажа ягод и грибов в Финляндию — это, очевидно, довольно редкий случай, и работа с таким экспортерами имеет множество нюансов. Какие инструменты использует банк, чтобы подобный бизнес мог успешно развиваться?
Евгений Павлов: Все зависит от специфики бизнеса. Нам нужно знать, что собой представляет производство, с какими партнерами сотрудничает клиент. Но есть базовые инструменты, которые мы предлагаем предпринимателям. В первую очередь банк обеспечивает грамотный подход к структурированию сделок с иностранными контрагентами. Например, такая сделка должна соответствовать нашему валютному законодательству, а за это несет ответственность именно банк. Во-вторых, наша задача — оградить клиента от угроз, связанных с платежеспособностью конечного потребителя. Чтобы разделить эти риски, мы плотно работаем с органами государственной поддержки — Экспортным страховым агентством России (ЭКСАР) и Российским экспортным центром. Страховое покрытие от ЭКСАРа позволяет нам защитить клиента от рисков неплатежа со стороны иностранного партнера, а Российский экспортный центр субсидирует процентные ставки по кредитам, что делает их одними из самых выгодных на рынке. В третьих, существует множество вариантов финансирования экспортных операций: предэкспортное, постэкспортное, аккредитивы, факторинг — опций множество. И это наша ниша — мы можем подсказать предпринимателю, как сделать так, чтобы стоимость заемных денег для него была минимальна. Например, в экспортных отношениях часто применяются аккредитивы, и в этом случае мы готовы рассматривать вопросы дисконтирования аккредитивов иностранных банков в пользу наших клиентов.
Есть ли какие-то неожиданные на первый взгляд решения в сфере финансирования экспортных сделок, которые может предложить банк?
Евгений Павлов: Есть совершенно новое направление, которое мы считаем одним из самых перспективных и интересных для наших клиентов — финансирование не предпринимателя, а его покупателя за рубежом. Поверьте, с учетом инструментов государственной поддержки экспорта, эти ставки очень интересны потребителям и могут стать решающим фактором при выборе именно нашего клиента как поставщика той или иной продукции. Потому что одно дело, когда ты приходишь с хорошим качественным продуктом по интересной цене, и совсем другое дело, когда помимо этого ты фактически приходишь к потребителю с деньгами от банка-партнера. В этом случае такая опция требует нашего участия еще на стадии первичных переговоров.
Если говорить о вашем бизнесе, много ли банков занимаются поддержкой внешнеэкономической деятельности в сегменте малого и среднего бизнеса, насколько велика конкуренция у вас?
Евгений Павлов: ВЭБ — это одно из самых маржинальных направлений для банков. Здесь ниже риски и выше прибыльность от сделок. Отрасль это понимает, но конкуренция здесь невелика, поскольку сам продукт очень непростой — мало кто готов сопровождать и без того сложно структурированные сделки, да еще и связанные с программами поддержки экспорта. Поэтому, на мой взгляд, «Возрождение» имеет все шансы занять эту нишу и таким образом усилить свои позиции на рынке.
В самом начале нашей беседы вы сказали о кратном росте за полгода вашего портфеля. Говорит ли это о том, что рынок тоже растет?
Евгений Павлов: Рынок растет, но не так стремительно. И, тем не менее, в этом году, например, ожидаются рекордные объемы экспорта сельского хозяйства. На мой взгляд, к этому есть все предпосылки. «Возрождение» обслуживает значительную долю этой отрасли, и мы буквально на кончиках пальцев чувствуем изменения в финансах наших клиентов.
Мой следующий вопрос, возможно, наивен, но все же: как вы считаете, мог ли как-то Чемпионат мира по футболу, который прошел в России этим летом, дать нашему рынку толчок для роста?
Евгений Павлов: Экспорт кокошников, равно как и хот-догов, не вырос. Но, если серьезно, то нужно понимать, что любые коммерческие отношения строятся на доверии и понимании друг друга. И с этой точки зрения Чемпионат действительно мог оказать определенное влияние. Кроме того, я полагаю, что он изменил отношение наших предпринимателей, которые, пообщавшись с иностранными туристами, задумались о том, чтобы начать работать уже на чужой территории.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию