16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 84.43 / ₽ 7752
  • RTS1177.26
13 октября 2018, 15:45 ОбществоПроисшествия

«Роскосмос» опроверг сообщения о консервации МКС после аварии «Союза». Возможно ли такое и чем это грозит?

Лента новостей

Причиной аварии могло стать несрабатывание системы штатного разделения первой и второй ступеней носителя. Кроме того, в МКБ «Искра» рассказали, как и почему сработала автоматическая система спасения экипажа

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Обновлено 17:46

Авария при запуске «Союза» с Байконура произошла на участке работы второй ступени ракеты после сброса двигательной установки системы аварийного спасения. Об этом заявил журналистам заместитель генконструктора по космической технике МКБ «Искра» Виктор Волчков. При этом сама система спасения экипажа сработала автоматически.

«ДУ САС сбрасывается на 114-й секунде. На участке после сброса ДУ САС и до момента отделения головного обтекателя задачу увода корабля с космонавтами от аварийного носителя выполняет ракетный двигатель головного обтекателя. 11 октября как раз аварийная ситуация произошла на работе второй ступени, когда уже ДУ САС была сброшена, а головной обтекатель еще находился на ракете. Поэтому система сработала автоматически», — сказал он.

«Если авария происходит на старте, как это было в 1983 году, то есть специальная команда, которая с Земли следит за работой системы спасения и включает ее. А здесь, когда все произошло в полете, сработала автоматика», — сообщили в КБ. Комментирует обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов:

Игорь Лисов обозреватель журнала «Новости космонавтики» «Скорость маленькая, высота маленькая. Нужно некое средство, которое придаст кораблю достаточную скорость, чтобы уйти от места аварии. Это и есть то, что обычно называют системой аварийного спасения, что совершенно неправильно. Та башенка, которая стоит сверху на обтекателе «Союза», к моменту, когда будут отделяться боковые блоки первой ступени, в этом уже никакой необходимости нет. Высота большая, скорость большая, поэтому эта башенка сбрасывается, но по-прежнему у нас остается обтекатель, потому что атмосфера в этот момент еще оказывает заметное воздействие. Авария может сопровождаться и взрывом, а после взрыва рассчитывать на нормальную работу корабля трудно. Если системы аварийного спасения выявляют опасную ситуацию и выдают команды уже на конкретные исполнительные органы, чтобы избежать опасности, в этот момент логика заложена простая: у нас есть все еще обтекатель, на нем двигатели, которые могут увести от аварийной ракеты два верхних отсека корабля — бытовой отсек и спускаемый аппарат с космонавтами. На безопасном расстоянии от аварийной ракеты створки обтекателя сбрасываются, отсеки корабля разделяются, и дальше идет нормальный спуск, ввод парашютной системы и посадка. Все довольно прозрачно, и главное, что заложенные решения 50-летней еще давности после всех доработок безупречно сработали в первый же момент, когда потребовалось. Тут понятна пока только общая канва аварии, что произошло штатное отделение одного из четырех боковых блоков ракеты, скорее всего, с дальнейшим столкновением и повреждением ее».

Накануне в «Роскосмосе» рассказали о возможной причине аварии. При разделении первой и второй ступеней носителя якобы произошло столкновение элементов. Причина, возможно, в том, что не сработала система штатного разделения. Результаты расследования объявят к 20-м числам октября.

В «Роскосмосе» также опровергли информацию о создании специальной подкомиссии, цель которой — консервация Международной космической станции после аварии при запуске ракеты-носителя «Союз-ФГ». В пресс-службе госкорпорации отметили, что спекуляции и домыслы на этот счет лишь вредят ходу расследования.

До этого «РИА Новости» со ссылкой на источник сообщало, что якобы создана группа, которая изучает возможность консервации МКС. Может ли сейчас теоретически идти речь об этом процессе? Отвечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

— Американцы этот вопрос рассматривают сейчас. Действительно, вероятность того, что две аварии подряд, маловероятна, но исключить этого нельзя. Поскольку консервация никогда раньше не происходила, хотя бы составить план действий по консервации просто необходимо. Возможно, этим у нас и занимаются, но только не эта комиссия, что логично. Комиссия разбирается с аварией, а не с судьбой МКС.

— Чем чревата консервация?

— Это сложная операция. Нужно много приборов отключить, чтобы это не повлияло на работу станции. Какие-то действия перевести в автоматический режим, предусмотреть возможные неприятности, которые у нас были, например, с «Салютом-7», всем известная история. Поскольку этой аппаратуры на станции очень много и никогда раньше этого не делалось, то все это придется отрабатывать.

— Не будет ли это означать, что мы покинем космос?

— Прямо сейчас нет. Пока летает МКС, мы будем совершать пилотируемые полеты на нее. А после того, как она завершит свою работу, а это 2024 год официально, но сейчас склоняются к версии 2028-й, но это еще не официально принято, пилотируемую программу придется закрывать.

— Вероятность такая есть, что законсервируют?

— Именно из-за данной аварии очень маленькая, это нужно, чтобы и следующий пуск тоже был аварийный, тогда действительно встанет вопрос о том, чтобы уходить с МКС.

Запуск пилотируемых кораблей к МКС может возобновиться с Байконура в конце ноября, сообщил «Интерфаксу» источник в ракетно-космической отрасли. Даже есть предполагаемая дата запуска — 28 ноября.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию