16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1129.33
24 октября 2018, 13:35 Финансы

Кудрин: бюджет может недополучить от госкомпаний за три года 1,3 трлн рублей дивидендов

Лента новостей

По словам председателя Счетной палаты РФ, это произойдет, если компании будут выплачивать их в размере менее 50% от чистой прибыли

Алексей Кудрин.
Алексей Кудрин. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Обновлено в 13:45

Бюджет России в ближайшие три года может недополучить от госкомпаний 1,3 трлн рублей дивидендов. Это произойдет в том случае, если они будут их выплачивать в размере менее 50% от чистой прибыли. Об этом заявил председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, выступая в Госдуме на первом чтении законопроекта о федеральном бюджете на 2019-2021 годы.

Алексей КудринАлексей Кудрин глава Счетной палаты «Наиболее уязвимой доходной частью бюджета мы считаем поступления в бюджет дивидендов от компаний с госучастием, по которым запланировано, что дивиденды должны составлять не менее 50% прибыли. Если следовать практике предыдущих лет, мы можем недополучить за три года 1,3 трлн рублей по дивидендам госкомпаний. Надеюсь, правительство, ставя такую серьезную цифру в бюджет, все-таки добьется ее исполнения. Мы должны будем это объективно оценивать».

Ранее сообщалось, что российское правительство пока не смогло сформировать единой позиции по вопросу дивидендных выплат госкомпаний. Кабинет министров и отраслевые министерства настаивают на увязке выплат госкомпаний с инвестпрограммами, а Минфин и Минэкономразвития требуют фиксации дивидендов на уровне 50% от прибыли по МСФО.

Минфин и Росимущество ранее вновь сильно разошлись в прогнозах поступления дивидендов от госкомпаний в бюджет. Прогноз Минфина по итогам 2019-2021 годов втрое выше — почти 2 трлн рублей, у Росимущества за три года около 600 млрд рублей.

Спор между госкомпаниями и представителями финансового блока правительства является традиционным, каждый тянет одеяло на себя, однако нынешние выпадающие доходы бюджета большой роли не играют, считает советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов:

— Уже не первое десятилетие госкомпании настаивают на необходимости сохранения накопленной прибыли для развития собственного бизнеса. С не меньшим упорством представители монетарных властей, чаще всего Минфина, настаивают на том, чтобы госкомпании часть прибыли (определенную, строго закрепленную в законе) отчисляли в федеральный бюджет. Это традиционный элемент «борьбы бульдогов под ковром». Именно в процессе такой аппаратной борьбы вырабатывается государственная позиция по всем важным с финансовой точки зрения вопросам. Чем сложнее ситуация с госбюджетом, тем выше вероятность победы сторонников перечисления дивидендов в бюджет. Наоборот, чем мягче бюджетная ситуация, тем менее настойчиво чиновники Минфина и, соответственно, Счетной палаты РФ стремятся заставить госкомпании перечислять свою прибыль для пополнения доходной части бюджета.

— Насколько серьезно выпадение этой суммы из бюджета? Или ее никто не рассчитывал?

— В настоящее время эта сумма не слишком велика, каких-то совсем больших потрясений для бюджета в настоящее время никоим образом не несет.

Спор между госкомпаниями и представителями финансового блока правительства является традиционным и многолетним, а выигрывает тот, у кого на данный момент сильнее лоббисты, считает председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин:

— Забираешь деньги — вроде бы инвестиционный потенциал снижаешь финансовой компании, а не забираешь — вроде наносишь ущерб бюджету. Эта история так во времени и длится, когда правительство закладывает в бюджет дивиденды от госкомпании на уровне теперь 50%, а потом каким-то образом компании платят меньше. Получается, что бюджет не собирает то, что запланировано. Противоречие разрешается тем, что в какой-то момент министерство финансов, которое заинтересовано прежде всего в состоятельности бюджета, выигрывает в споре и добивается увеличения поступлений. Это мы видели по прошлому году. С другой стороны, профильные министерства, которые курируют уже деятельность госкомпаний, осторожно лоббируют снижение этих взносов. Это противоречие разрешается периодически: когда финансисты побеждают, когда побеждают сами госкомпании. Поэтому мы периодически видим ситуацию, когда бюджет недобирает. То есть это такой внутренний процесс лоббирования разных интересов: интереса бюджета, с одной стороны, интересов компаний — с другой стороны.

— То есть объективно платить они могут?

— Конечно, прибыль есть у большинства госкомпаний за известным исключением. Прибыль есть, значит, ее можно частично забрать.

Как пишет BBC, проект бюджета на ближайшие три года вызвал критику со стороны ряда экспертов. Например, экономисты РАНХиГС отметили, что в бюджете большая доля закрытых статей расходов и нереалистичные прогнозы. В Счетной палате посчитали, что правительство переоценивает возможности экономического роста, а выполнение «майских» указов Владимира Путина оказалось из-за этого под угрозой.

Райффайзенбанк в своем отчете также отметил, что бюджет вряд ли поможет исполнить «майский» указ. Кроме того, аналитики компании полагают, что расходы бюджета могут ускорить рост экономики в ближайшие три года на 0,7-1 процентный пункт. Это не перекроет негативный эффект от повышения НДС и пенсионной реформы, которые в ближайшие три года снизят рост экономики.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию