16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.75 / ₽ 8350
  • RTS1160.60
25 октября 2018, 14:54

Глава «Ингосстраха»: «Уже сейчас мы можем дать более справедливый тариф ОСАГО для разных категорий граждан»

Лента новостей

Генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков рассказал Business FM о том, что ждет рынок ОСАГО в ближайшем будущем и как будет проходить либерализация тарифов обязательного страхования ответственности автовладельцев

Михаил Волков, генеральный директор «Ингосстрах»
Михаил Волков, генеральный директор «Ингосстрах» Фото: Пресс-служба «Ингосстрах»
Михаил Юрьевич, сегодня мы говорим об ОСАГО. Новостная повестка дает повод: началось то, о чем так долго говорили страховщики — процесс либерализации тарифов ОСАГО. В частности, мы говорим о первом этапе — расширении тарифного коридора на 20%. Страховые компании утверждают, что большинство автовладельцев на этом сэкономит и получит более дешевые полисы. Люди этому не верят. Как вы считаете, почему?

Михаил Волков: Мне всегда жалко, что мы слишком много говорим об ОСАГО и мало говорим о других интересных вещах. Но тема очень важная, и о ней сейчас как раз нужно говорить. Нам бы очень хотелось, чтобы то, о чем вы меня сейчас спросили, действительно началось. Мы достаточно подробно обсуждали с Центральным банком, с другими ведомствами, как это будет происходить, какие этапы будут у реформы. А пока что она официально еще не состоялась. Мы только продолжаем ее обсуждать, хотя по нашим планам это должно уже было случиться. Прошли парламентские слушания в Госдуме и в Совете Федерации. Мы надеемся, что теперь уже это действительно случится в ближайшее время.

По поводу опасений граждан: наверное эта информация должна исходить не от меня. Наши подсчеты говорят о том, что сегодня, при расширении коридора при прочих равных условиях, у нас не будет возможности давать индивидуальный тариф в рамках региона, что будет доступно на следующих этапах либерализации. Уже сейчас мы можем дать более справедливый тариф для разных категорий граждан. Понятно, что это будет разнонаправленное движение, но по нашим подсчетам в «Ингосстрахе» в ряде регионов мы планируем снижать тарифы. Это такие регионы, как Тюмень, Красноярск, Пермь, Санкт-Петербург. Скорее всего, мы не ограничимся этими регионами.

Москва?
Михаил Волков: Про Москву пока говорить не буду. Москва — очень специфичный регион. И занимает, как вы знаете, огромную долю российского рынка. Но по тем четырем регионам, которые я назвал, у нас совершенно точно есть ощущение, что мы можем снижать тариф. Мы это будем делать. Скорее всего, будет ряд еще других регионов.
Если говорить о технической стороне вопроса: по тому, как запланирован этот самый первый этап, как это будет происходить?
Михаил Волков: Вы правильно сказали, что основным фактором, который мы ожидаем, — это расширение коридора на 20% вверх и вниз. Мы сможем более гибко подходить к тарификации по регионам. На наш взгляд, самым важным будет тот этап, когда мы придем к полностью свободным тарифам. Понятно, что будут какие-то рамки и сверху, и снизу. И мы сможем давать более справедливый индивидуальный тариф. Сейчас ведь что происходит? У нас аккуратные водители переплачивают за тех, кто ездит неаккуратно. Я всегда привожу в пример какого-нибудь незарегистрированного таксиста, который круглыми сутками находится за рулем, который попадает в аварии с постоянной регулярностью. Мы все знаем эти примеры. Вот я, например, за последние несколько лет, к счастью ни разу не попадал в аварию. Но я вынужден платить достаточно высокий тариф за ОСАГО, потому что кто-то другой попадает в аварии часто и происходит некое усреднение тарифа. Когда мы сможем давать справедливый тариф каждому застрахованному — это неравенство уйдет.
Речь идет все-таки о нескольких этапах. Сейчас двадцати-, затем тридцати- и сорокапроцентное расширение коридора. Вы же говорите о необходимости полной либерализации. По вашим оценкам, когда мы к этому сможем прийти?
Михаил Волков: Есть дорожная карта, которую мы обсуждали, которую видели страховщики. Она сейчас находится в недрах Центрального банка. Вся реформа должна занять два-три года. По факту: мы видим по информации, получаемой от РСА уже сейчас, еще до расширения коридора, средний тариф по ряду регионов снизился на 10-15%. Это уже показатель того, что рынок нормализуется, и мы, даже смотря на международный опыт при расширении коридора, видим, что тарифы в среднем снижаются, а не повышаются. Вот доказательство того, что это уже происходит.
И теперь о той части реформы, которую страховщики, насколько я знаю, не поддерживают. Конкретно: о перспективе отмены коэффициентов. Коэффициентов по мощности и коэффициента регионального. Насколько я помню, региональный коэффициент вызывает особое трепетное отношение со стороны страховщиков. А люди, собственно, до сих пор задают вопрос — какое отношение имеет цена полиса к мощности автомобиля?
Михаил Волков: Когда мы перейдем к полностью свободному тарифу, мы сможем индивидуально считать тарифы для очень узких категорий граждан. Мы успешно делаем это сегодня на примере КАСКО. Мы можем вычленять определенные категории, которые тарифицируем в соответствии с какими-то тарифными факторами. То же самое мы будем делать в ОСАГО. Вот тогда мы сможем давать абсолютно справедливый тариф на базе профессионального суждения. Сейчас мы говорим о том, что коридор расширится. А если мы будем одновременно все менять, то получим непрогнозируемые изменения тарифа, которые мы сегодня даже оценить не можем. Мы считаем, что сегодня этого делать не нужно. А на третьем этапе реформы, когда мы уже полностью будем контролировать тариф, мы сами эти коэффициенты будем применять так, как мы считаем нужным.
Что предполагает дорожная карта? Когда эти коэффициенты должны быть отменены?
Михаил Волков: В дорожной карте таких деталей не было. По сути, они относится к третьему этапу реформы, когда мы сами сможем применять те тарифные факторы, которые считаем правильными.
Что касается предложений по расширению лимитов ОСАГО до одного и двух миллионов рублей, а также о сроках оформления полиса. Я напомню, предлагается этот срок увеличить, чтобы полис действовал на период до трех лет.
Михаил Волков: Конечно, чем дольше клиент с нами, чем больше он к нам привязан, тем, казалось бы, нам лучше. И мы с удовольствием брали бы клиента с трехлетними полисами, чем сейчас однолетними. Проблема только одна: если в течение этих трех лет мы видим, что наш клиент плохо управляет автомобилем, мы не сможем применять бонусы. Если в течение этих трех лет при определенных условиях мы можем менять тариф, тогда, да, тогда это хорошо. По поводу лимитов — тут еще более неоднозначная ситуация. Представьте себе, что вы потерпевший. Вы не знаете, на какую сумму застрахован ответчик. Нелогично. Конечно, у всех должны быть одинаковые лимиты покрытия. Можно говорить об изменении самой суммы, но она должна быть одинаковая у всех. Вот это наше мнение. И, естественно, соответствующим образом должен меняться тариф.
Ну и о цифрах. Как сейчас в целом себя чувствует рынок? И показатели, которые готов озвучивать «Ингосстрах» по состоянию на сегодняшний день в сегменте ОСАГО.
Михаил Волков: Мне приятно, что рынок нормализуется. Мы начинали говорить о реформе в тот момент, когда был жесткий кризис. Реформу лучше делать, когда заболевание не в острой фазе. В острой фазе это намного более опасно. Сейчас как раз самый удачный момент, чтобы эту реформу начинать. Мы в «Ингосстрахе» очень консервативно относились к этому рынку, видя те проблемы, которые на нем происходили. Сейчас ситуация улучшается. Мы свою естественную долю начинаем получать в этом виде страхования и достаточно активно продвигаем этот вид страхования вместе с другими и розничными, и корпоративными видами на рынок.
А естественная доля это?
Михаил Волков: Мы считаем, что для того, чтобы рынок был конкурентным, доли у крупных игроков должны составлять между 10 и 20% — это правильная целевая доля. Примерно где-то между 10 и 20% мы и видим свое положение на рынке на протяжении ближайших нескольких лет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию