16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.81 / ₽ 7985
  • RTS1131.37
1 ноября 2018, 12:27 Финансы

Симонов: заградительные пошлины — ружье, которое может выстрелить в любой момент

Лента новостей

«Лукойл» меняет цены реализации продукции мелким оптом в регионах своей ответственности. Другие компании также сообщили о присоединении к соглашению по стабилизации рынка

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Обновлено в 15:42

Оптовые цены на бензин и дизель зафиксировать на уровне июня до конца этого года. Потом до конца марта 2019 года придется индексировать цены не выше инфляции. Такое заявление сделал вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания с нефтяниками — представителями «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Газпрома», «Газпром нефти», «Татнефти», «Русснефти», ННК, Иркутской нефтяной компании и «Нового потока».

1 ноября компании должны были подписать правительственный план по стабилизации цен на топливо. В противном случае правительство обещает им заградительные экспортные пошлины.

Первые результаты договоренности правительства и нефтяников были таковы: крупнейшая частная нефтяная компания России заявила о снижении цен на бензин и другие нефтепродукты в мелком опте в рамках соглашения с правительством. «Лукойл» меняет цены реализации продукции мелким оптом в регионах своей ответственности.

Другие компании также сообщили о присоединении к
соглашению по стабилизации рынка топлива. Например, «Газпром нефть» заявила, что уже снизила цены в мелком опте на бензин и дизтопливо до 15%. Компания также сообщила, что выполняет все обязательства в рамках предыдущих договоренностей с правительством в полном объеме. «В частности, цены на топливо на АЗС сети «Газпром нефть» сохраняются на уровне мая 2018 года, и компания не планирует их изменять в ближайшее время», — отметили представители предприятия.

После подписания соглашения бензин начал дешеветь на бирже. Стоимость бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) к 12:30 снизилась на 2,55% и составила 48 189 рублей за тонну, Аи-95 — на 5,16%, до уровня в 50 637 рублей. Кроме того, также подешевело зимнее дизельное топливо — на 2,06%, до 57 389 рублей.

Ситуацию Business FM обсудила с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым:

— Почему, как вам кажется, от повышения акцизов с нового года все-таки не стали отказываться? Может быть, имело смысл?

— Мы посчитали, у нас доля налогов различных в литре бензина с 2012 года выросла до нынешнего года примерно с 65% примерно до 80%. То есть 80% — это налоги в том или ином виде в каждом литре. Вот ответ на ваш вопрос. Я уже сказал: если у вас доходы в бюджет формируются прежде всего за счет нефтегазового комплекса, при этом вы год за годом рассказываете про какую-то несырьевую наполняемость и при этом все всё видят на цифрах, ясно, почему отказались от идеи снижения. Потому что государство не может позволить в условиях выполнения «майского» указа, в условиях, когда президент поставил задачу собирать со всех деньги, где только можно найти, дать возможность еще и снизить акцизы на бензин. Конечно, этого не будет. На самом деле, государство все больше зарабатывает на дорогом топливе, это тоже надо иметь в виду. Это, кстати, тоже один из аргументов в пользу того, что цены со II квартала вполне могут быть повышены.

— Вроде бы снят сейчас вопрос с заградительными пошлинами, но забыли ли эту историю или еще вернется вопрос?

— Это ружье на стене, которое в любой момент может выстрелить. Мы же понимаем, что это есть как бы конец дискуссии, о которой мы говорили. То есть была такая игра в циферки, а потом государство просто говорит: «Ребята, мы уже даже в закон это внесли. Введем за один день, просто подпишем бумагу — и привет, введем эти заградительные пошлины». Вы же понимаете, что такое заградительные пошлины. Просто никто не запрещает экспорт, но фактически говорят: либо так, либо никак. Но по большому счету, если ситуация как-то будет выходить из-под контроля, их могут ввести. Но я уверен, что не будет выходить из-под контроля, потому что здесь есть приказ первого лица, он будет выполнен, безусловно. А вот что будет во II квартале с учетом того, что с 1 января заработает так называемая новая налоговая система и начнется ускорение налогового маневра, который прежде всего бьет по переработке, и как будет работать компенсирующий акциз, совершенно пока не ясно. Все это формирует очень серьезную зону неопределенности. Так что начало 2019 года с точки зрения отношений государства и нефтяников будет очень веселым.

Есть сомнения в том, что соглашение правительства с нефтяниками будет работать. Можно представить, что крупнейшие нефтяные компании продадут на внутреннем рынке топливо по низким ценам. Однако ничто не мешает купить это топливо и продать его за границу задорого — при отсутствии экспортной пошлины. Возможно ли такое? Рассуждает главный стратег ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров:

Дмитрий АлександровДмитрий Александров заместитель генерального директора по инвестициям ИК «Универ Капитал» «Что касается возможности такого хитрого экспорта, когда действительно будет вроде бы формально проходить поставка на внутренний рынок, затем она будет другой «дочкой» или «внучкой» перепродаваться за рубеж, я думаю, что на это есть контроль, потому что это контролировать легко, и это на уровне правительства умеют делать очень хорошо. То есть, грубо говоря, потоки нефти и нефтепродуктов очень прозрачны сейчас. Не важно, это идет через биржу или это не биржевой рынок, не имеет значения. Поэтому я не думаю, что в массовых масштабах кто-то рискнет это делать. С точки зрения того, что сейчас в принципе есть пункт о том, чтобы на 3% были увеличены объемы относительно год к году, это дополнительно снимает риски дефицита, но при этом это опять же не значит, что цены будут ниже, просто потому, что на оптовом рынке независимым игрокам сложно отказаться покупать и таким образом уронить цены. А независимых продавцов нефтепродуктов просто нет. Поэтому, грубо говоря, бензина будет больше, но цена не факт что будет ниже. В рознице она ниже, естественно, не будет, выше она будет в любом случае. Главное, чтобы она не была выше существенно. Потому что, если смотреть просто ту отрицательную маржу, которая сейчас есть, и плюс еще те акцизы, которые могли быть введены или могут быть введены с 1 января, там суммарный скачок может превысить 20%».

О последствиях, к которым может привести соглашение, рассуждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

Рустам ТанкаевРустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Первое последствие: полностью остановится реконструкция нефтеперерабатывающих заводов, будет имитироваться какая-то деятельность. Второе последствие: отсутствие возможностей для роста потребления бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке России. Если произойдет оживление экономики, уровень потребления бензина должен вырасти. Уровень потребления бензина и дизельного топлива в четыре раза ниже, чем должен быть в нормальной ситуации. Возможности для роста огромные, но они не могут быть обеспечены нашей нефтепереработкой, которая просто не будет поставлять нужное количество бензина и дизтоплива на внутренний рынок. Фактически мы перешли к социалистической системе ведения хозяйства (постоянное наличие дефицита и торговля из-под полы). Это наша достаточно близкая перспектива».

Несмотря на соглашение с нефтяными компаниями о заморозке цен на моторное топливо до конца года, план по повышению акцизов с января остается в силе, заявил Дмитрий Козак. «Коврижек», по его словам, никто не получит.

«Либо вы соблюдаете цену независимо от экспортной альтернативы, либо мы вынуждены идти на крайнюю меру в виде введения заградительной пошлины, что крайне болезненно, потому что это в первую очередь ударит по нефтепереработке, в том числе независимой», — цитирует Козака РБК.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию