16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.18 / ₽ 8158
  • RTS1171.06
23 января 2019, 13:07 Общество

Попытка угнать самолет, следовавший рейсом Сургут — Москва: задержанному предъявили обвинение

Лента новостей

Ему назначили психолого-психиатрическую экспертизу. В его крови не нашли наркотических веществ, а также алкоголя

Павел Шаповалов.
Павел Шаповалов. Фото: Следственный комитет России

Обновлено в 16:55

Обвинение в угоне воздушного судна предъявили задержанному накануне Павлу Шаповалову, он арестован на два месяца. Об этом заявила официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко. По ее словам, в крови обвиняемого наркотических и психотропных веществ, а также алкоголя не обнаружено, но «учитывая неадекватность его поведения на борту самолета» ему предстоит психолого-психиатрическая экспертиза.

22 января Шаповалов во время полета рейса Сургут — Москва пытался прорваться в кабину пилотов и потребовал лететь в Афганистан. Boeing сел в ближайшем аэропорту Ханты-Мансийска. Там произошел штурм, и «угонщика» задержали.

СК опубликовал смонтированный фрагмент видеозаписи допроса Шаповалова. Он заявляет, что был без оружия и в Афганистан ему лететь не требовалось, и в то же время подтверждает, что требовал изменить курс. В ближайшее время ему изберут меру пресечения.

Следователи допросили всех взрослых пассажиров этого рейса. Некоторые из них рассказывали журналистам, что до приземления не знали о происходящем, а про самого «угонщика» говорят, что во время полета он не дебоширил и не был пьян.

То же самое говорит и экипаж. Вот что рассказала старший бортпроводник Ева Крайчек:

«Через 30 минут после взлета пассажир обратился к бортпроводникам с требованием изменить курс полета на Афганистан. Также он заявлял, что у него есть оружие и в случае, если мы не выполним его просьбу, он применит это оружие к пассажирам и экипажу. Бортпроводники действовали в соответствии с руководящими документами, паники не было, пассажиры были спокойны. Мы сделали все что возможно. Речь была связная, запаха алкоголя не было. На какое-то наркотическое опьянение тоже похоже не было, поэтому к его словам мы отнеслись серьезно. После посадки все это время, пока мы ожидали спецслужбы, он смотрел в иллюминатор. Мы ему также сообщили, что сейчас будет просто дозаправка для того, чтобы нам хватило топлива до Афганистана. Поэтому он успокоился, смотрел в иллюминатор, ни с кем не разговаривал, видимо уснул».

Действительно ли не было других вариантов решения проблемы с пассажиром, который хоть и угрожал оружием, но не показывал его и не вел себя буйно? Об этом Business FM спросила командира другого экипажа «Аэрофлота» Андрея Литвинова:

— Мы таких шуток на борту воздушного судна не понимаем. Мы же не знаем, у него есть оружие или нет оружия, есть у него взрывчатка или нет. По нашим документам, да и вообще, опираясь на здравый смысл, мы должны действовать, как будто у него все это есть.

— Если пассажир ведет себя спокойно и говорит стюардессе: «У меня оружие, летим в Афганистан», что тогда должен делать пилот?

— Вначале нужно выйти пообщаться с ним или старшему бортпроводнику, то есть узнать его намерения. Если он действительно требует лететь куда-то, значит, надо садиться в промежуточном аэропорту и сдавать его в спецслужбы, полиции.

— Нельзя самим пытаться его связать или сделать что-то подобное?

— Если он говорит, что вооружен, категорически нет. Можно пытаться связать какого-нибудь пьяного дебошира, который кричит, хулиганит, пугает людей. А если это какой-то такой человек, который говорит: я взорву, у меня есть оружие, у меня есть взрывчатка, то с таким связываться лучше не надо, а лучше отдать его в руки тем, кто обучен специально.

— Вот вы с западным опытом знакомы, у них как принято? У них воздушные маршалы вроде есть.

— Есть зарубежные компании, где воздушные маршалы сопровождают. В Америке это есть, некоторые компании в Европе. У нас нет, у нас это очень дорого бы все стоило. У нас вылетает порядка 700 рейсов ежедневно, прилетает столько же. Это сколько надо таких маршалов сажать на каждый рейс? И эти расходы все повесят на авиакомпании, а это, естественно, ударит по карману пассажиров. А на некоторых направлениях, конечно, маршал бы не помешал. Какие-то дальние перелеты — Гавана, Таиланд, вот куда люди отдыхать едут, где они там уже выпивают в аэропорту, потом садятся в самолет, продолжают и через 5-6 часов начинают себя вести неадекватно. Вот на таких пиковых рейсах можно было бы и подумать о маршалах.

— Если возникает какая-то внештатная ситуация вроде этой, то тогда в этом случае маршал уже сам с ней разбирается?

— Конечно. Это специально обученные люди, которые умеют действовать в замкнутом пространстве, каковым является самолет, которые вооружены наручниками, перцовыми баллончиками, какими-то спецсредствами.

Несостоявшемуся угонщику Павлу Шаповалову 41 год. Большую часть жизни он провел в селе Угут под Сургутом. В 2012 году его привлекли к уголовной ответственности за то, что он умышленно разбил окно в доме родственницы, пишет «Коммерсантъ».

После развода Шаповалов недолго проработал в должности лесника. В сельской администрации по месту его жительства рассказывают, что в последнее время он искал работу, но «тревожных сигналов о нем не поступало, на контроле он не состоял, это обычный житель».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию