16+
Воскресенье, 17 февраля 2019
  • BRENT $ 66.39 / ₽ 4402
  • RTS1177.50
12 февраля 2019, 04:52 Технологии

Первый трамвай-беспилотник будет протестирован на маршруте № 17 Останкино — Медведково

Лента новостей

Правда, вагоновожатый в кабине все же будет. Но функции его будут сводиться к контролю за автоматизированными системами

Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Опытный образец трамвая-беспилотника изготовили по заказу столичного правительства собственно производитель трамваев «ПК Транспортные системы» и российский разработчик беспилотных систем Cognitive Technologies. Умный трамвай сделан на базе модели «Витязь-М». Он оснащен интеллектуальной системой управления из 20 видеокамер и десяти радаров, которые позволяют распознавать различные объекты даже во время дождя, тумана и ночью.

Как рассказал Business FM гендиректор Cognitive Technologies Андрей Черногоров, Москва может стать первым городом в мире, где появится такой вид транспорта.

Андрей Черногоров гендиректор Cognitive Technologies «Беспилотные трамваи находятся сейчас в более высокой стадии готовности, чем, например, беспилотные автомобили. Задача в принципе более легкая, потому что маршрут определен, это во-первых. А во-вторых, в трамвае можно разместить гораздо более мощные вычислители и более дорогое оборудование. И поэтому фактически трамвай сейчас уже готов к пилотным испытаниям в городе. Мы очень оптимистично смотрим на это и считаем, что Москва может стать городом-пионером, где появится первый действительно беспилотный трамвай».

Идея, конечно, дерзкая. Подобных трамваев-беспилотников в мире еще не существует. К тому же оснастить машину видеокамерами и датчиками — это далеко не все. Несмотря на заверения разработчиков, остается большим вопросом, как интеллектуальная система будет работать в непредсказуемых московских погодных условиях. Взять хотя бы снег на дороге. Если вовремя не почистить пути, то такой трамвай может просто не поехать, решив, что рельсы закончились.

А они ведь могут и правда закончиться, например на развилке. У нас до сих пор стрелки элементарно залипают и не переводятся автоматически. Тогда на помощь вагоновожатому приходит проверенный дедовский метод — он берет в руки железный лом и переводит эти самые стрелки. А как быть, если в кабине никого нет? Кто будет переводить? Так что сначала надо хотя бы этот вопрос решить, а потом уже думать об интеллектуальной системе.

К тому же наша действительность еще такова, что на пути трамвая может оказаться что или кто угодно, говорит руководитель направления разработки аппаратных решений компании «КРОК» Тихон Григоренко:

Тихон Григоренко руководитель направления разработки аппаратных решений компании «КРОК» «Я в 2005 году в Японии ездил на беспилотных поездах, но они отгорожены от проезжей части. Случайные люди туда не забредают, поэтому сделать такую систему намного проще. Она просто должна подъехать на нужную остановку, открыть двери, аккуратно двери закрыть и поехать дальше. Здесь проблем с безопасностью немного. А когда мы такой транспорт выпускаем на открытые дороги, там существенно сложнее все устроить, и поэтому до сих пор в мире это еще не запущено. Пока это будет, скорее всего, в помощь водителю, а не вместо водителя. Я надеюсь, что будут автоматизированы всякие стрелки, потому что до сих пор на развилках водитель трамвая выходит и ломом их переводит».

Кстати, водитель московского трамвая получает около 40 тысяч рублей в месяц. За эти деньги сам рулит и стрелки еще переводит. А вот во сколько обойдется и за сколько окупится трамвай-беспилотник, еще неизвестно.

Есть еще одно но не в пользу такого трамвая. Это, собственно, безопасность самой интеллектуальной системы, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Разумеется, если говорить, что интеллектуальной системой кто-то управляет, то, наверное, управление можно перехватить, то есть тут может быть вопрос безопасности совершенно с другой стороны поставлен. То есть понятно, что угнать трамвай никто не соберется, но, допустим, какое-то хулиганство вполне реально. Поэтому здесь пока рано говорить о том, насколько он приживется и даже сколько он будет стоить, потому что вот сама начинка дорогая, а какая эта будет начинка, это будет ясно по результатам тестовых испытаний. Поэтому пока очень трудно что-то прогнозировать. Вообще, транспортные проекты длинные. Всегда эффект в полной мере реализуется в течение 25-30 лет. Здесь ждать, что мы всех водителей заменим, что-то окупится, конечно, не стоит».

Столичные власти говорят, что первые беспилотные трамваи могут начать перевозить пассажиров уже через пару лет. Вполне может быть, особенно если такой трамвай поедет по «выделенке» по прямой и не будет пересекаться с другим транспортом. Но все равно в то, что в кабине может не быть вагоновожатого, верится с трудом.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию