Трамп рассматривает второй пакет санкций «за Скрипалей». Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«Вашингтон оставляет для себя возможности для торга с Москвой. Правда, непонятно, о чем, собственно, нам можно договариваться в условиях постоянного давления», — отмечает политолог
В прессу просочилась информация о том, что президенту США направлен на согласование второй пакет санкций, увязанных с прошлогодним инцидентом в британском Солсбери и отравлением Сергея и Юлии Скрипалей. Первый пакет был введен в действие еще 22 августа прошлого года и предусматривает в основном ограничения на поставки в Россию продукции двойного назначения.
Условием неприменения второго пакета было предоставление гарантий со стороны России о неприменении химического оружия и допуск международных инспекторов на соответствующие объекты в течение 90 дней после введения в действие первого пакета. Россия отказалась выполнять такие условия. Насколько серьезным может оказаться второй пакет?
Еще в начале осени прошлого года помощница госсекретаря Маниша Сингх рассказывала в комитете по иностранным делам палаты представителей Конгресса США, что санкции второго уровня будут «очень серьезными» и будут включать ограничительные меры против банковской сферы, торговли вооружениями и ряд других. Непонятно, почему сейчас известия о возможности санкций в финансовой сфере стали для некоторых в России неожиданностью. Возможно, создалось впечатление ввиду затягивания процесса принятия этих санкций, что это дело как бы «заиграли» и что они не будут применены никогда.
Однако похоже, что в Белом доме лишь выжидали удобного момента. Да и руки все не доходили. Так называемый шатдаун правительства, которое не работало в полную силу несколько недель в этом году из-за отсутствия финансирования, мог затормозить работу. Также Белый дом, вероятно, ожидал результатов расследования спецпрокурора Роберта Мюллера относительно «русского вмешательства в выборы 2016 года».
Доклад, с одной стороны, подтвердил факт такого вмешательства, сделав те или иные санкции неизбежными, с другой, практически полностью оправдал Трампа и его ближний круг в плане отсутствия «сговора с русскими». То есть Россия для него перестала быть «токсичной», но подтверждена ее «враждебность». Возникла и новая горячая точка в отношениях двух стран — Венесуэла, куда недавно, вызвав страшное раздражение в Вашингтоне, прибыла сотня российских военных, в связи с чем госсекретарь Майк Помпео пригрозит отдельными санкциями еще и за Венесуэлу.
Что касается «химических» санкций, то Помпео, оказывается, предупредил о них в телефонном разговоре Сергея Лаврова еще 12 февраля, а утечка в агентство Bloomberg вызвала небольшой шок на российском фондовом рынке лишь 29 марта.
Санкции второго уровня, предусмотренные законом 1991 года, до сих пор применялись Америкой лишь к двум странам. К Северной Корее — после того, как в аэропорту Куала-Лумпура был отравлен химическим веществом двоюродный брат лидера КНДР, а также по отношению к Сирии — за якобы использование химоружия против мирных граждан. З
Закон обязывает администрацию применить минимум три из следующих перечисленных шести мер: препятствовать предоставлению России финансовой помощи со стороны международных финансовых институтов типа МВФ или Всемирного банка; запретить американским банкам кредитовать российское правительство; ограничить экспорт практически всех американских товаров и технологий; ограничить импорт в США любых товаров российского происхождения, включая нефть и нефтепродукты; приостановить или понизить уровень дипотношений; запретить полеты российских государственных авиакомпаний в США.
Наименее болезненно из списка выглядит голосование против кредитов для России в международных финансовых институтах. Возможны в этой связи также санкционные меры против новых эмиссий российских долговых обязательств. Снижение уровня диппредставительств, то есть отзыв послов и дальнейшее сокращение численности сотрудников посольств и консульств, может привести к полной остановке выдачи виз. Что касается запретов на полеты «Аэрофлота» в США, то это направление считается выгодным и дает авиакомпании примерно 5% выручки. Однако у России тут есть чем ответить, повысив роялти за пролет над Сибирью для американских авиакомпаний или попросту запретив им там летать.
Что касается запрета на импорт российской нефти и нефтепродуктов, то, учитывая наращивание добывающих мощностей в самих США, такое тоже возможно. В прошлом году США закупили российской нефти примерно на 8 млрд долларов. Это около 4% американского нефтяного импорта.
Правда, применительно ко второму пакету закон предусматривает возможность для президента отложить или временно заморозить одно из трех обязательных положений закона, уведомив конгресс, что это будет отвечать интересам безопасности США. На днях Трамп именно под таким предлогом отменил уже было объявленные Минфином новые санкции против Северной Кореи, оставив, таким образом, возможности для торга с Москвой. Правда, непонятно, о чем, собственно, нам можно договариваться в условиях постоянного давления.