16+
Понедельник, 22 апреля 2019
  • BRENT $ 73.91 / ₽ 4723
  • RTS1273.18
1 апреля 2019, 17:12 Компании

Как развивался бизнес S7 и что будет с авиаперевозчиком после гибели Наталии Филевой?

Лента новостей

Владислав и Наталия Филевы стали собственниками авиабизнеса практически случайно. Сейчас эксперты считают их авиакомпанию успешной в своей нише и отмечают ее качественный менеджмент

Наталия Филева.
Наталия Филева. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Расследование крушения бизнес-джета, в котором погибла совладелица S7 Наталия Филева, может занять до года, заявили немецкие чиновники. Филева разбилась на самолете в Германии. Авиакатастрофа произошла 31 марта под Франкфуртом. В самолете также находились отец Филевой Валерий Карачев и пилот Андрей Дикун, сообщает РБК со ссылкой на федерального чиновника. Все, кто находился на борту, погибли.

Наталия и Владислав Филевы стали владельцами авиационного бизнеса почти случайно. Как писали «Ведомости», супруги начинали в 1990-е практически с нуля. Занялись операциями с ценными бумагами в родном Новосибирске. Вначале в руки Филевых попал один из самолетов компании, образованной на основе авиаотряда «Сибирь» из аэропорта «Толмачево».

Первые пакеты акций «Сибири» супруги приобрели по просьбе местных чиновников — те обещали их выкупить после того, как удастся собрать контрольный пакет. В итоге Филевы сами занялись «Сибирью», сменив там руководство и команду. И выстояли даже в кризис 2008-2009 годов, когда S7 едва не разорилась, допустив дефолт по облигациям, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «До 2008 года S7 шла путем нынешнего UTair. Случился кризис, и компания пересмотрела свою позицию — она избавилась от старого флота. И после кризиса, который она пережила в 2009-2010 годах, она стала, судя по всему, достаточно компактной, достаточно успешной компанией. Но опять же об этом судить довольно сложно, потому что консолидированную отчетность они не публикуют уже очень давно. По внешним признакам у них было все хорошо. Но это именно потому, что они заняли ту нишу, в которой они были сильны. То есть это и маршрутная сеть хорошая, и хороший флот, и очень аккуратное отношение к какому-либо расширению. Захватывать рынок без каких-то предварительных оценок и глубокого анализа они не стремились. Поэтому они достаточно нормально себя чувствуют».

В 2016 году СМИ писали, что компания фактически погасила все долги. Владислав Филев занимался оперативным управлением бизнесом, Наталия — планированием, дочь Татьяна — маркетингом и рекламой. Как отмечали «Ведомости», после кризиса S7 научилась экономить на внутренних нуждах: у Филева, по словам его знакомых, «весь кабинет — как туалет при кабинете у руководителей конкурирующих компаний».

Сработала ставка и на развитие внутренних рейсов, и на самые эффективные модели: отказ от российских самолетов дал S7 как минимум двойную экономию на топливе. Филевы не допускали ошибок, говорит финансовый аналитик из компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин:

Тимур НигматуллинТимур Нигматуллин аналитик компании «Открытие Брокер» «Бизнес пассажирских авиаперевозок — это очень сложный бизнес, в том числе в России. Характеризуется крайне низкой маржой, фактически это единицы процентов. Очень сильно влияет волатильность на валютном рынке, растут цены на авиакеросин из-за валютной переоценки, влияет динамика реальных располагаемых доходов населения. Если доходы падают на фоне ослабления рубля, то авиакомпании сталкиваются с «ножницами». С одной стороны, растут расходы на подорожавший в рублях авиакеросин, с другой — падает количество авиаперелетов, люди начинают экономить. Для компании крайне важно качество менеджмента. У S7 в последние годы решения менеджмента были очень качественные, они не допускали ошибок. Если посмотреть на заполняемость кресел в самолетах, ключевой показатель для бизнеса авиакомпании, потому что, если вы кресла не заполняете, вы отдаете деньги за керосин, чтобы перевозить воздух. Заполняемость кресел у S7 была выше, чем у «Аэрофлота».

Есть с чем сравнить: все помнят трагичную судьбу обанкротившейся «Трансаэро», которая тоже была семейным бизнесом и, возможно, имела большие административные ресурсы. Какой будет судьба S7 без Наталии Филевой? Пока авиаэксперты воздерживаются от каких-либо прогнозов.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию