Welcome back home. Кирилл Серебренников вышел на сцену «Гоголь-центра» после освобождения
Лента новостей
Худрук театра, которому ранее изменили меру пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде, поклонился зрителям после спектакля «Мертвые души»
Спектакль «Мертвые души» несколько лет назад представлял Россию на главном театральном фестивале мира во французском Авиньоне. Премьера состоялась в 2014 году. На вчерашнюю постановку большинство зрителей брали билеты за несколько месяцев, не думая, что будет поворот в суде по театральному делу «Седьмой студии».
В холле многолюдно, кто-то в свитшотах с вышитым профилем Серебренникова. Режиссера ждали в театре еще накануне, сразу после решения Мосгорсуда, но, как он сам признался, отвык выходить из дома.
Пока все ждут мастера, корреспондент Business FM поговорила со зрителями. Как они объясняют неожиданное освобождение Серебренникова из-под домашнего ареста?
«Единственная мысль, которая у меня появляется, — дело постепенно разваливается, поэтому не только Серебренникова, но и остальных фигурантов отпустили под подписку о невыезде».
***
— Так как вся труппа справилась, даже когда Кирилл Семенович находился не здесь, сейчас театр заработает только с новой силой, с новыми эмоциями.
— На ваш взгляд, есть ли в этой истории какие-то репутационные плюсы или минусы?
— Абсолютно никаких, потому что искусство есть искусство. Оно должно быть вне политики, вне времени. Мы смотрели интервью Кирилла Семеновича после его освобождения. Он сказал, что хочет просто отдохнуть.
Драматург Валерий Печейкин сразу намекнул, что Серебренников встретится со зрителями:
— Я кричал: «Ура, улю-улю!» — это цитата из спектакля «Боженька» на малой сцене. Такое детское ощущение, что родители вернулись, например.
— Тот факт, что «Мертвые души» шли в мае 2017 года, когда начались обыски, и сегодня…
— В этом есть символизм. Гоголь умел подмечать такие вещи. В этом смысле он до сих пор рассказывает какие-то побасенки, для рассказчика очень важны такие рифмы.
— Что могло повлиять на изменение меры пресечения?
— Это как черный ящик, или даже скорее знаменитая коробка Шредингера, в которой непонятно что происходит. Думаю, мы сможем понять, что это было, через много-много лет. Конечно, хотелось бы верить, что это целиком заслуга тех людей, которые не успокаивались до последнего дня. Недавно говорил с Дмитрием Быковым, я сказал, что поперла энергия, когда Кирилла арестовали, начались обыски. На что Быков сказал, что настоящая энергия появится, когда Кирилл вернется. Надеюсь, что сейчас появится энергия другого качества, цвета, света.
Другая энергия ощущалась уже в первые минуты спектакля. Семен Штейнберг, Никита Кукушкин, Олег Гущин, Евгений Сангаджиев и другие актеры максимально выложились, несколько раз запинались на доли секунд — чувствовалось, что нервничали. Серебренников появился только после третьего поклона. Зал взорвался овациями.
Серебренников в любимом черном, с сосредоточенной улыбкой, ничего не говорит. Спустя пару минут коллеги передают ему букет желтых тюльпанов. Цветы летят в зал. Актеры бросаются обнимать худрука. Все это время зрители аплодируют стоя, после спектакля делятся впечатлениями:
— Спектакль я уже смотрела не первый раз, прекрасно сегодня играли, очень экспрессивно, и, конечно, выход Кирилла — люди были со слезами.
— Вы плакали?
— Я — нет, моя сестра рыдала.
— Тот факт, что он ничего не сказал со сцены ...
— Наверное, для него это тоже было довольно эмоционально, не до слов.
На фото в Telegram-канале «Гоголь-центра» Серебренников обнимает актеров Александра Горчилина и Чулпан Хаматову. В холл, где его ждали журналисты и многие зрители, режиссер и его театральная семья не вышли. Пока непонятно, когда Серебренников сможет, учитывая подписку о невыезде, встретиться со своим 85-летним отцом, который живет в Ростове-на-Дону.