16+
Четверг, 25 апреля 2019
  • BRENT $ 74.69 / ₽ 4804
  • RTS1263.97
14 апреля 2019, 20:23 Технологии

Не всякий аэродром сможет принять новый внешне уникальный американский Stratolaunch

Лента новостей

Гигантский двухфюзеляжный самолет для запуска космических ракет прошел успешные испытания

Фото: Gene Blevins/Reuters

Самолет с самым большим размахом крыла в мире совершил тестовый полет над пустыней Мохаве в Калифорнии. Он провел в воздухе 2,5 часа, поднялся на высоту 5 километров и развил максимальную скорость 304 километров в час.

Название самолета Stratolaunch в дословном переводе — запуск из стратосферы. Запуск с самолета, по словам инженеров, удешевит и упростит процесс вывода спутников на орбиту, поскольку позволит сэкономить на ракетном топливе и не будет зависеть от погоды.

Размах крыла Stratolaunch — около 117 метров, что больше длины футбольного поля, длина — 53 метра, высота — около 15 метров. Максимальная взлетная масса — около 590 тонн, вес пустого самолета — 226 тонн. Гигант имеет два фюзеляжа и оснащен шестью двигателями.

Ранее самым большим самолетом, поднимавшимся в воздух, был советский Ан-225 «Мрия», способный перевозить до 250 тонн груза. Он поднялся в небо более 20 лет назад. А сейчас эксплуатируется на Украине в качестве грузового самолета. Вот что говорит экс-пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов.

Сергей Горбунов экс-пресс-секретарь Росавиакосмоса «Самолет Stratolaunch предназначен исключительно для вывода космических аппаратов в космос. То есть доставка их на определенную высоту и оттуда запуск уже на определенную орбиту. Соответственно, у него и характеристики под это заточены. Конечно, по своим размерам он перещеголял «Мрию», но сравнивать эти самолеты — кто больше, кто меньше — я бы не стал, потому что у них совершенно разные предназначения. Во-первых, вот этот самолет в Мохаве двухфюзеляжный. Фюзеляжи у него тонкие, значит, груз поместить можно только на внешнюю подвеску и достаточно ограниченной конфигурации. «Мрия» поднимала 285 тонн, ну три фюзеляжа, они снаружи. А по монолитному грузу — не кусками набить его битком, а вот единое изделие — поднимал 181 тонну. У него шесть двигателей. На «Мрии» стоят такие же шесть двигателей. Машина уникальная своим внешним видом, и это определяет его и ограниченность. То есть не всякий аэродром его примет, может быть, только Мохаве. Ему нужен, наверное, скорее всего, длинный разбег, больше чем у той же «Мрии». Кстати, «Мрия» садилась на любой аэродром, на полосы, в том числе, и грунтовые».

Stratolaunch Systems была создана в 2011 году одним из основателей Microsoft Полом Алленом, который ушел из жизни в прошлом году из-за онкологии. Stratolaunch задумывался как воздушная платформа для запуска ракет-носителей Pegasus XL, предназначенных для вывода спутников на орбиту.

Антоновская «Мрия» почти на 25 тонн тяжелее, на три метра выше и на 30 метров длиннее. Крейсерская скорость 850 километров в час. Максимальная высота полета — 11 тысяч метров. Рассказывает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

— По масштабу это примерно как «Мрия». Он большую грузоподъемность имеет, большие габариты. Но это все очень близкие по характеру самолета и по назначению тоже, потому что, как и «Мрия», он создавался только для космического применения. «Мрия» должна была правда не запускать в космос, хотя и это планировалось — пытались разработать соответствующую систему — а перевозить узлы «Бурана» и испытывать сам «Буран». Чисто космическое применение. Этот самолет тоже рассчитан только на космической применение. В принципе, как и «Мрия», может и большие грузы возить тоже. Но это им нужно еще поработать. Это же первый испытательный полет.

— Сейчас у нас подобного проекта нет и нужен ли он нам?

— «Мрия» используется для перевозки грузов очень тяжелых и очень крупных. Иногда это единственный способ решить проблему — переправить на самолете. Тот же SpaceX Илона Маска арендовал «Мрию», когда нужно было срочно перевезти ступень с одного места на другое.

Начало коммерческих запусков со Stratolaunch компания предварительно запланировала на 2020 год.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию