16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.04 / ₽ 8145
  • RTS1171.06
29 декабря 2009, 12:48 МакроэкономикаКомпании

Путин не отпускает Россию с нефтяной иглы

Лента новостей

Премьер правительства сомневается в выгоде развития нефтепереработки, утверждая, что строить нефтепроводы сейчас дешевле. Эксперты же считают, что сегодня и в перспективе инвестиции в нефтепереработку и нефтехимию гораздо более привлекательны

Вчера В. Путин запустил стратегический ВСТО и заявил, что сомневается в выгоде развития нефтепереработки, утверждая, что строить нефтепроводы сейчас дешевле. Фото: РИА Новости
Вчера В. Путин запустил стратегический ВСТО и заявил, что сомневается в выгоде развития нефтепереработки, утверждая, что строить нефтепроводы сейчас дешевле. Фото: РИА Новости

Во время поездки Владимира Путина на Дальний Восток, где он вчера сделал дорогой подарок России, запустив стратегический ВСТО, речь зашла и о необходимости не только экспорта ресурсов, но и о развитии нефтепереработки, и шире, об уходе российской экономики от сырьевой зависимости.

Признав, что слезть с нефтяной иглы необходимо, Владимир Путин объяснил, что экспорт нефти сейчас выгоднее, чем нефтепродуктов, проекты новых НПЗ требуют дополнительной проработки. «Строить и создавать нужно то, что выгодно. Сейчас нефть продавать более выгодно», — сказал глава правительства, пояснив, что нефть в настоящее время стоит дороже, чем нефтепродукты, которые еще необходимо произвести и затратить определенные средства.

Такая ситуация, по оценке Владимира Путина, является отражением «искаженных реалий экономики». И хотя с точки зрения стратегии необходимо создавать новые нефтеперерабатывающие заводы на территории РФ, «но эта стратегия сегодня вступает в противоречие с экономической логикой». Поэтому требуется анализ и предварительная оценка — что строить, где строить и кому продавать, сказал премьер. И только после этого анализа можно принимать решение о строительстве новых заводов, в частности, Приморского НПЗ на побережье Тихого океана.

Как подсчитывать выгоду — с учетом только нефти или с будущей модернизацией

По мнению президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, однозначно ответить на вопрос о том, что выгоднее продавать — нефть или нефтепродукты, — сейчас нельзя. С одной стороны, с точки зрения текущих экономических показателей, может быть, сырую нефть сегодня продавать на экспорт выгоднее, потому что разница в цене между нефтью и нефтепродуктами не очень велика. «Если нефть сегодня стоит примерно 500 долларов за тонну, нефтепродукты — 640–650. Но дело в том, что для того, чтобы получать такие нефтепродукты, надо вложить достаточно большие деньги для реконструкции наших заводов, потому что то, что сегодня мы производим (и наш автомобильный бензин, и дизельное топливо), не отвечает тем характеристикам, тем требованиям, которые есть в Европе, — рассказал BFM.ru нефтяник. — Наш бензин не отвечает даже «Евро-2», не говоря уже о «Евро-3» или «Евро-4». А на Западе уже говорят о «Евро-5».

Может, так со временем не будет, рассуждает Геннадий Шмаль, но директивы соответствующие есть, поэтому нам нужно вложить огромные средства для того, чтобы наше моторное топливо соответствовало тем нормативам, которые есть в Европе.

Тогда как, поставляя сырую нефть на Запад, мы создаем там рабочие места, и прежде всего на нефтеперерабатывающих заводах. А было бы правильно создавать рабочие места у нас, убежден Геннадий Шмаль, тогда бы и зарплата оставалась у нас, и шло бы расширение налогооблагаемой базы, и решались другие проблемы. Поэтому, если в комплексе рассматривать вопрос, связанный с тем, чем торговать, то, убежден эксперт, со всех точек зрения выгоднее продавать продукты, которые имеют большую добавленную стоимость. То есть продуктами нефтепереработки, а еще лучше, продуктами нефтехимии, которые мы сегодня завозим из-за рубежа и которые сделаны из нашей нефти и газа.

«Я считаю, что нам нужно серьезно заниматься увеличением объемов и нефтепереработки, и более глубокой переработки, и нефтехимии, и газохимии. Кстати говоря, в Китае, который добывает нефти значительно меньше, насчитывается 98 заводов, а у нас их всего 27. Я не считаю мини-заводы, которые не являются таковыми по сути дела», — привел пример Геннадий Шмаль.

Что отправлять на экспорт — сырую нефть и полуфабрикаты или продукты глубокой переработки

Как отметил профессор Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина Михаил Левинбук, основу нефтеперерабатывающей промышленности России составляют 27 крупных НПЗ суммарной проектной мощностью по сырью 260 млн тонн в год, что составляет 95% всей перерабатываемой нефти. Объем первичной переработки нефти на российских НПЗ в 2007 году, по данным Минпромэнерго, составил 228,5 млн тонн, глубина переработки — 71,7%. Низкий выход суммы светлых нефтепродуктов на российских НПЗ (в среднем 50% массовой доли) по сравнению с передовыми НПЗ западных стран (не менее 75%) обусловлен отсутствием набора процессов по глубокой переработке нефти, что отличает отечественные заводы от НПЗ США и стран Западной Европы, где выход мазута составляет 5 и 12% соответственно. Так, мощностей по каталитическому крекингу и гидрокрекингу в нашей стране в несколько раз меньше, чем в Европе и США, и лишь суммарные мощности по риформингу сопоставимы с европейскими и американскими.

При этом автомобильные бензины и дизельное топливо, поставляемые на экспорт, не соответствуют мировым стандартам качества и направляются на дальнейшую переработку и доведение до уровня действующих стандартов на заводы Центральной и Восточной Европы, а в цену их реализации закладывается значительный дисконт на качество, что ведет к существенным потерям выручки российских ВИНК.

«Можно говорить о том, что экспорт продукции нефтяного комплекса России является полностью сырьевым, так как на 70% представлен сырой нефтью и только на 30% полуфабрикатными и дешевыми нефтепродуктами для дальнейшего передела, — заявил BFM.ru эксперт. — В то же время, несмотря на ожидаемый экономический эффект от экспорта высококачественных светлых нефтепродуктов (соответствующих мировым стандартам качества), нефтяные компании не проявляют интереса к увеличению глубины переработки нефти и доведению показателей качества нефтепродуктов до мировых стандартов».

Как считает Михаил Левинбук, в зависимости от мощности удельные капитальные затраты на проведение модернизации российских НПЗ для повышения качества вырабатываемых нефтепродуктов до уровня стандартов «Евро-4» и «Евро-5» составят от 20 до 70 долларов на тонну перерабатываемой нефти. Увеличение же глубины переработки нефти с 71,7 до 95% потребует инвестиций в пределах 60–140 долларов на тонну перерабатываемой нефти. «Затраты на строительство нового НПЗ составляют порядка 400–500 долларов на тонну годовой мощности. В то же время, по оценкам экспертов, капитальные вложения в разработку новых месторождений нефти в Восточной Сибири составляют не менее 2–2,5 тысяч долларов на тонну. Следовательно, сегодня и в перспективе инвестиции в нефтепереработку и нефтехимию гораздо более привлекательны», — делает вывод Михаил Левинбук.

Как лучше поступить — обеспечить работу или дать денег безработным

По словам Геннадия Шмаля, ситуация усугубляется очень нерациональным размещением заводов, большая часть находится в Уральском АО, вдоль Волги: «Когда-то, наверное, это было правильно, но с сегодняшней точки зрения не очень, потому что это удорожает нефтепродукты, учитывая большую составляющую от железнодорожных тарифов».

При этом нефтепереработка является отраслью, развитие которой требует достаточно широкого вовлечения трудовых ресурсов. Численность персонала производства зависит от глубины переработки сырья, но, как правило, на таких заводах работает много работников. «Если взять завод, который бы имел полный цикл и перерабатывал примерно 10 миллионов тонн нефти, получая соответствующие продукты, то там требуется примерно четыре-пять тысяч человек, — отмечает Геннадий Шмаль, — Даже если сегодня говорить о нефтепродуктах, о маслах, о производстве авиационного керосин, то, исходя из практики, которая есть у нас в России, — это четыре-пять тысяч человек».

Строительство даже одного такого завода, могло бы существенно улучшить ситуацию с безработицей на Дальнем Востоке, где проблема стоит более остро, чем во многих других регионах страны.

Между тем власти пока предпочитают заливать проблемы безработицы финансовыми потоками, а не создавать условия для строительства современных производств.

Как сообщил Владимир Путин, правительство в 2010 году выделит на поддержку рынка труда более 36 млрд рублей. «В следующем году мы выделяем чуть поменьше (чем в 2009 году), но тоже большую сумму — более 36 миллиардов рублей. Эти деньги как раз пойдут на поддержание рынка труда, на создание новых рабочих мест», — заявил глава кабинета, напомнив, что в 2009 году на поддержку рынка труда было выделено 47,3 млрд рублей. Он также подтвердил, что в следующем году квота на трудовых мигрантов будет сокращена с нынешних 2 до 1,3 млн человек. «Сокращен так называемый резерв. Договоренность с профсоюзами достигнута», — сказал Владимир Путин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию